Анализ столбчатых диаграмм. Столбчатая диаграмма. Графики выполнения плана

Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы:

  • Столбчатые диаграммы.
  • Чтение диаграмм.
  • Построение диаграмм.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: из курса математики в 5-м классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);
  • Чтение диаграммы и решение задач по ней;
  • Анализ и сравнение данных;
  • Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.

Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.

Ресурсы Интернет.

http://www.sekret1.info/

http://anti-smoking.ru/statistic

http://www.alkandtab.info/index7.html

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  • Презентации.
  • Таблицы.
  • Практические задания.
  • Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:

  • Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.
  • Уметь читать и решать задачи по ней.
  • Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
  • Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
  • Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.
  • Применять построение диаграмм в практической деятельности.

Урок

Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;
  • Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
  • Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • Формировать ответственность;
  • Воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
  • Способствовать творческой деятельности учащихся;
  • Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.
  • Электронный учебник «Математика 5-11»

План-конспект.

I . Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного материала.

а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые
в) Фронтальный опрос.

  1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
  2. Что называется круговой диаграммой?
  3. Для чего и где используется круговая диаграмма?
  4. В чём заключается принцип построения диаграмм? Слайд 1.

III . Изучение нового материала.

Учитель : на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. /Учитель демонстрирует через проектор электронное учебное пособие «Математика 5-11, раздел «Чтение и построение диаграмм»./

Учитель : по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. Презентация к уроку. Слайд 2.

Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. Слайд 3.


Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?

Построение столбчатых диаграмм.

Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.

Первый способ /ручной /: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
/Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/.

Второй способ /с помощью компьютера /: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. Слайд 4.

IV . Практическая работа /в группах/.

1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.

2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью Excel).

Карточка №1

Инструкция.

1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:

1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.

2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Карточка №2

Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.

Инструкция.

1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.

2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:

2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».

2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.

2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.

2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.

3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. Слайд 4.

V . Итоги урока.

Для чего используются столбчатые диаграммы?

Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?

Выполнить упражнения №5, 6,7 из ЭУ «Математика 5-11».

VI . Домашняя работа.

  1. Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах

Сравнение определенных показателей в разных сферах жизнедеятельности человека очень удобно проводить посредством диаграмм. Программа Excel предлагает достаточно разнообразные виды для сопоставления любых типов данных. Построим сравнительные диаграммы.

Как сделать сравнительную диаграмму в Excel

Для сравнения разных типов данных могут использоваться следующие виды диаграмм:

  1. Круговые. Позволяют сопоставить доли отдельных элементов в общем значении. Такие диаграммы не совсем удобны для сравнения.
  2. Линейчатые. Позволяют сравнивать несколько значений в определенном диапазоне данных.
  3. Гистограммы. Вертикальные столбики для сопоставления значений в одном или нескольких диапазонах.
  4. Графики. Используются для иллюстрации тенденции изменения показателя. Если нужно сравнить несколько рядов данных, то в одной области строится несколько графиков.
  5. Точечные. Показывают взаимосвязь между двумя наборами данных. Представляют собой точки в области построения.
  6. Лепестковые. Отображают функциональную зависимость нескольких переменных. Данный тип диаграммы имеет вид криволинейного многоугольника с несколькими векторами, выходящими из центра. Векторные линии – оси координат по каждой категории.

Все эти примеры можно скачать в одном файле в конце статьи. Построение любого типа сравнительной диаграммы начинается с составления таблицы с исходными данными. Общие требования:

  1. Все ячейки исходного диапазона заполнены.
  2. Строки и столбцы имеют подписи, которые Excel автоматически генерирует в подписи осей координат.

Как программа воспринимает данные для столбчатых и линейчатых диаграмм и графиков:

  1. Каждая строка воспринимается Excel как отдельный ряд данных. На диаграмме это обособленная линия или столбик одного цвета.
  2. Каждое значение в строке – это точка на линейном графике или высота (длина) столбика.
  3. Заголовки строк – названия рядов данных (легенда).
  4. Заголовки столбцов – подписи одной из осей.

Как Excel интерпретирует данные для круговых диаграмм:

  1. Программе нужен только один ряд данных (один столбец со значениями).
  2. Каждое значение в столбце – это сектор круга.
  3. Заголовки строк – подписи секторов (легенда).
  4. Название столбца – наименование ряда данных.

В точечной диаграмме координаты каждой точки – значения из двух наборов данных. Из первого столбца – координата по оси Х. Из второго столбца – по оси Y.

Рассмотрим на примере, как строится лепестковая сравнительная диаграмма:

Изменения ВВП и инфляции показаны относительно одного центра.



Показатели уровня экономического развития страны

Используем диаграммы Excel для отображения некоторых сравнительных показателей экономического развития России. Уровень экономического развития определяют, в основном,

  • уровень ВВП / НД на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта;
  • уровень и качество жизни.

Ведущий показатель – ВВП.

Сравним с помощью гистограммы значения ВВП на душу населения в США, Великобритании, Японии, Канаде и России за последние три года:


Проанализируем диаграмму, сравнительные показатели экономического развития и сделаем все возможные выводы. Данные для построения взяты из Википедии (по списку МВФ). Сравнительные показатели экономического развития стран мало поменялись со времен Советского Союза. Вот диаграмма на основе значений 1991 года (ВВП на душу населения – цифра 1):

Сравним ВНД на душу населения в этих же странах в 2015 году. Используем линейчатую диаграмму:


Для иллюстрации уровня жизни населения возьмем индекс развития человеческого потенциала как наиболее широкий показатель, который можно представить в количественном виде. Помимо экономических данных, ИРЧП учитывает ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования. Сравним индексы по странам с помощью лепестковой диаграммы (данные взяты за 2014 год из Википедии):

Для сопоставления доли каждой отрасли в структуре экономики страны лучше использовать круговые диаграммы. Показатели по России за 2014 год:


Так как доля сельского хозяйства и других областей первичного сектора достаточно низкая, вторичные и третичные сектора (производство, услуги, образование) преобладают, Россию можно охарактеризовать как развитую страну. Но индекс человеческого развития немногим выше среднемирового значения (ИРЧП в 2014 году в РФ – 0,798, в том же 1985 – 0,811).

Столбчатые гистограммы – представляют собой совокупность столбцов в системе координат, предназначенных для демонстрации дискретных данных. Столбчатые диаграммы используются для отображения результатов сравнения одного показателя в разных условиях (например, результатов социологических опросов). Столбчатые диаграммы необходимо представлять в виде отдельных столбиков одинаковой ширины, поскольку они представляют дискретные данные, и никогда не должны связываться линией.

Особое внимание необходимо уделить масштабной линейке: она должна точно соответствовать отсчету от нуля. В противном случае графический образ будет искажать данные. Если изначально необходимо ввести разрыв масштабной линейки (начать не от нуля, а с определенного значения), необходимо обозначить на данной оси "зигзаг".

Рис. Пример столбчатой диаграммы

Если диаграммы используются для представления дискретных данных, то гистограммы используются для представления непрерывных (частотное распределение). Гистограммы следует оформлять в виде касающихся друг друга столбиков.

4. Построение и форматирование графиков .

Набрать табличные данные.

2. Выделить область данных вместе с одной строкой заголовка как это показано на рисунке:

3. Вста вка ® Диаг рамма ® Выбрать тип диаграммы: график

В поле ввода «Подписи оси Х » ввести диапазон, где располагаются подписи для значений по оси Х. Для этого необходимо:

Нажать кнопку с красной стрелкой, которая располагается в правой части строки ввода;

Выделить диапазон (значения графы «Объем производства »);

Нажать Enter .

В появившемся окне ввести: название диаграммы, подписи под осями X и Y , как это показано на рисунке:

® Нажать «Готово ». Получим:

Полученное изображение графика не является приемлемым результатом. График практически не отражает информацию, представленную в таблице, для наглядного отображения которой он был предназначен.

Необходимо увеличить размер диаграммы. Для этого необходимо выделить диаграмму щелкнув в нее мышью, причем щелчок мышью необходимо произвести по свободной от графических элементов области диаграммы. В этом случае вокруг диаграммы появляются черные квадратные точки (см. рис. выше), с помощью которых можно менять размер диаграммы. Если потянуть теперь за левую верхнюю угловую точку, то возможно будет увеличить или уменьшить размеры диаграммы.


После увеличения размеров диаграммы необходимо изменить размеры отдельных блоков диаграммы таким образом, чтобы выделить представленную в диаграмме информацию, придать ей смысловую нагрузку.

Для этого необходимо уменьшить кегль (размер) текста в текстовых блоках:

Выделить тестовый блок;

Установить размер шрифта как то показано на рисунке:

После изменения шрифта текстовых блоков получим следующее изображение.

Теперь необходимо изменить размеры графических блоков таким образом, чтобы наилучшим образом представить графическую информацию. Необходимо изменить размеры области построения графиков (область диаграммы) и области подписей рядов данных (легенды). Необходимо:

1. Выделить область легенды, как это показано на рисунке ниже:

2. Изменить размеры области подписей (см. рис. ниже), потянув за соответствующую черную точку изменения размера (масштабирования).

3. Выделить область построения диаграммы.

4. Изменить размеры области построения диаграммы (см. ниже):

Из приведенного выше рисунка видно, что фон области построения диаграммы (серый) не способствует лучшему восприятию графической информации. Его необходимо изменить на белый или вообще отказаться
от фона:

1. Выделить область построения диаграммы.

2. Вызвать свойства области построения диаграммы (двойной щелчок мышью по области диаграммы или вызов контекстного меню щелчком правой кнопки мыши ® Формат области построения )

3. В открывшемся диалоге настройки в секции «Заливка » установить «прозрачная » и нажать OK . Результат представлен на рисунке ниже:

Из полученного изображения диаграммы (см. выше) видно, что необходимо изменить цвет графиков на черный, а также толщину линий. Рекомендуется использовать черный цвет графиков, если данный график или диаграмму планируется распечатывать на черно-белом принтере.

Последовательность действий:

1. Выделить график как показано на рисунке (Повести указатель мыши к одному из графиков (указатель должен быть расположен прямо на линии) ® Один раз щелкнуть мышью.

Если выделяется не весь график, а только его часть, то необходимо настроить внешний вид диаграммы в соответствии с образцом, как это показано на рисунке:

Работа с круговыми и столбчатыми диаграммами производится также, как и с графиками. Единственным исключением является способ выделения области построения круговой диаграммы. Область построения является прямоугольной, в то время как на экране она выглядит круглой. Это и является источником затруднений. Для того, чтобы выделить область построения круговой диаграммы необходимо представить, что круговая диаграмма вписана в квадрат или прямоугольник и щелкнуть по одному из углов этого треугольника.

4. Классификация и правила построения статистических графиков.

Статистические графики различают по содержанию и способу построения.

По способу построения различают:

    столбиковые

    ленточные

    линейные

    квадратные

    круговые

    секторные диаграммы

При построении столбиковых диаграмм используется прямоугольная система координат. При этом каждое значение изучаемого показателя изображается в виде вертикального столбика. По оси абсцисс размещается основание столбиков. Их ширина может быть произвольной, но обязательно одинаковой для каждого столбика. Высота столбиков (в соответствии с принятым по оси ординат масштабом) должна строго соответствовать изображаемым данным.

Количество столбиков определяется числом изучаемых показаний (данных). Расстояние между столбиками должно быть одинаковым. У основания столбиков дается название изучаемого показателя.

Разновидности столбиковых диаграмм составляют так называ-емыеленточные диаграммы .В этих диаграммах основания столбиков располагаются вертикально, а масштабная шкала наносится на горизонтальную ось. По своей форме ленточная диаграмма представляет ряд простирающихся по оси абсцисс полос одинаковой ширины. Длина полос (лент) соответствует значениям изображаемых показателей. При построении ленточных диаграмм соблюдаются те же требования, что и при построении столбиковых графиков (одинаковая ширина полос, начало масштабной шкалы от нулевой отметки и др.).

Для построения линейных графиков применяют систему пря-моугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы), а по оси ординат - размеры изоб-ражаемых явлений или процессов. На оси ординат наносят мас-штабы. Особое внимание следует обратить на их выбор, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в гра-фике в связи с тем, что нарушение равновесия между осями ко-ординат дает неправильное изображение развития явления.

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кри-вых, которые дают сравнительную характеристику динамики раз-личных показателей или одного и того же показателя.

Однако на одном графике не следует помещать более трех-че-тырех кривых, так как большое их количество неизбежно ослож-няет чертеж и линейная диаграмма теряет наглядность.

Для простого сравнения независимых друг от друга показателей могут использоваться диаграммы, принцип построения кото-рых состоит в том, что сравниваемые величины изображаются в виде правильных геометрических фигур, которые строятся так, чтобы площади их относились между собой как количества, этими фигурами изображаемые. Иными словами,эти диаграммы выражают вели-чину изображаемого явления размером своей площади.

Для получения диаграмм рассматриваемого типа используют разнообразные геометрические фигуры - квадрат, круг . Известно, что площадь квадрата равна квадрату его стороны, а площадь круга определяется пропорционально квадрату его радиуса. Поэтому для построения диаграмм необходимо сначала из сравниваемых величин извлечь квадратный корень. Затем на базе полученных результатов определить сторону квадрата или радиус круга соответственно принятому масштабу.

Широкое применение в статистике находят секторные диаграммы . В этих диаграммах площадь окружности принимается за величину всей изучаемой статистической совокупности, а площади отдельных секторов отображают удельный вес (долю) ее составных частей. То есть площадь круга в ней принимается за 100%, а величины секторов пропорциональны соотношению составных частей целого в их общем итоге. Структуру изображают в процентах, при этом один процент равен 3,6 градуса.

    графики сравнения

    графики динамики

    графики структуры

    графики выполнения плана

    графики вариационных рядов

    графики взаимосвязанных показателей

При построении графиков необходимо придерживаться следующих правил:

    Каждый график должен иметь название, которое располагается под ним. В названии в краткой форме следует отразить содержание, место и время явления.

    Все графики в тексте последовательно нумеруются и именуются «рисунком».

    Оси координат должны быть названы и иметь единицы измерения.

    На оси ординат и на числовой оси должны быть отложены цифры в равном масштабе. Заканчиваться числовая ось должна той величиной, которая немного больше максимальной величины в исходной совокупности.

    Под рисунком (где это необходимо) следует давать пояснения условных изображений, используемых на графике.

    В текстовой части работы график следует помещать после ссылки на него в тексте на той же странице или на следующей.

    Каждый график в текстовой части работы должен быть прокомментирован.

Рассмотрим на конкретных примерах каждый вид графиков и соответствующие способы графического изображения статистических данных.

5. Примеры практического использования графиков.

5.1.Графики сравнения.

Диаграмма сравнения - показывает соотношение признака статистической совокупности. При построении графиков сравнения могут использоваться столбиковые (рис.1), ленточные (рис.2), квадратные (рис.3) и круговые (рис.4) диаграммы.

В качестве примера столбиковой диаграммы возьмем данные по товарной продукции различных предприятий за отчетный период: предприятие №1 – 103099 млн.руб., предприятие №2 – 122282млн.руб., предприятие №3 – 89329 млн.руб., предприятие №4 – 88716 млн.руб.

Как видно из графика, наибольшее количество товарной продукции приходится на долю предприятия №2, немного меньше на предприятие №1, а наименьшее число - на предприятия №3 и №4, у которых число товарной продукции примерно равно.

Для построения ленточной диаграммы возьмем следующие данные: изменение затрат на 1 руб. товарной продукции на предприятии за отчетный год (в % к предыдущему году) характеризуются следующими значениями: предприятие №1 – (+0,26%), предприятие №2 – (-0,74%), предприятие №3 – (-0,79%), предприятие №4 – (-0,24%), предприятие №5 – (-0,5%).

Проанализировав график, можно сказать, что лишь на предприятии №1 затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились (на 0.26%), на остальных же – снизились, причем наибольшее снижение произошло на предприятии №3 (-0.79%).

Квадратную и круговую диаграммы целесообразно строить в том случае, когда между сравниваемыми показателями разница настолько велика, что установление подходящего масштаба становится затруднительным. Для нахождения стороны квадрата, как уже говорилось ранее, находят квадратный корень из соответствующей величины. Тогда площадь квадратов визуально будет характеризовать соответствующую исходную величину.

Рассмотрим следующие данные: выпуск отдельных видов продукции предприятия характеризуется следующими данными: продукция №1 – 4225 млн.руб., продукция №2 – 2500 млн.руб., продукция №3 – 625 млн.руб. Тогда стороны квадратов составят: №1 - √4225 = 65, №2 - √2500 = 50, №3 - √625 = 25. Установим масштаб: 1см = 25 млн.руб. Тогда получим следующую диаграмму.

Как видно из диаграммы, продукции №1 произведено наибольшее количество, продукции №2 – меньше, а продукции №3 произведено наименьшее количество.

Для построения круговой диаграммы возьмем данные из предыдущего примера. Для нахождения радиуса, возьмем корень квадратный из соответствующих величин, тогда имеем следующую диаграмму:

И, судя по диаграмме, наибольшее количество произведено продукции №1, затем- продукции №2 и меньше всего произведено продукции №3.

5.2. Графики динамики.

Диаграмма динамики - показывает изменение явления во времени. Построение графиков динамики осуществляется, как правило с помощью линейной (рис.5, рис.5.1.) или столбиковой (рис.6) диаграмм.

Для построения линейной диаграммы динамики возьмем следующие данные: темпы роста производства продукции на предприятии №1 (в % к декабрю предыдущего года) составили: январь – 104%, февраль – 101%, март – 107,3%, апрель – 111,3%, май – 115%.

В данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, т. е. шкала значений раз-рывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть всего возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления, и процесс его из-менения рисуется диаграммой более четко.

Можно сделать вывод, что за рассматриваемый период наблюдается ежемесячное увеличение выпуска продукции, причем наиболее значительно выпуск продукции увеличился в мае (на 15%), в то время, как в феврале увеличение было незначительно (1%).

Для примера изображения нескольких показателей на линейной диаграмме, к предыдущим данным добавим показатели предприятия №2 темпы роста производства продукции на котором (в % к декабрю предыдущего года) составили: январь – 109%, февраль – 111%, март – 114,3%, апрель – 119,3%, май – 125%.

Как видно из данного графика за рассматриваемый период наблюдается ежемесячное увеличение выпуска продукции на обоих предприятиях, причем максимального увеличения выпуска продукции оба предприятия достигли в мае, а меньше всего рост выпуска продукции составил на предприятии №1 в феврале, а на предприятии №2 – в январе. Однако, в общем, наиболее значительно выпуск продукции увеличился на предприятии №2.

В качестве примера столбиковой диаграммы возьмем данные по сбору сахарной свеклы: в 2002 году он составил 15.7 млн.тонн, в 2003 – 19.4 млн.тонн, в 2004 – 21.8 млн.тонн, 2005 – 21.4 млн.тонн и в 2006 – 30.9 млн.тонн.

Как видно из графика, меньше всего сахарной свеклы за данный период было собрано в 2002 году (15.7 млн.тонн), тогда как наибольший сбор приходится на 2006 год (30.9 млн.тонн). А в целом, сборы сахарной свеклы с каждым годом увеличивались, за исключение небольшого спада в 2005 году.

5.3. Графики структуры.

Структурная диаграмма - позволяет сопоставить статистические совокупности по составу. При построении графиков структуры могут использоваться секторные (рис.7) и столбиковые (рис.8) диаграммы.

Площадь круга в секторной диаграмме принимается за 100%, а величины секторов пропорциональны процентному соотношению составных частей целого в их общем итоге.

Возьмем следующие данные: в цехе работают рабочие 6 тарифных разрядов, численность рабочих 1 разряда в общей численности рабочих составляет 1,5%, 2 разряда – 6,1%, 3 разряда – 32%, 4 разряда – 34,5%, 5 разряда – 17,3% и 6 разряда – 8,6%.

Как видно из секторной диаграммы наименьшую долю в общей численности рабочих цеха составляют рабочие 1 разряда – 1.5%, затем, в порядке возрастания идут рабочие 2 и 6 разрядов, которые составляют примерно равные доли, 6.1% и 8.6 % соответственно, за ними- 5 разряд – 17.3% и самыми многочисленными являются рабочие 3 и 4 разрядов, которые составляют соответственно 32% и 34.5%.

Для изображения графика структуры с помощью столбиковой диаграммы рассмотрим структуру занятых в экономике по видам экономической деятельности. В сельском хозяйстве (1) занято - 10.8%, в добыче полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (2) – 21.3%, в строительстве (3) – 7.6%, в оптовой и розничной торговле (4) – 18.6%, транспорт и связь (5) – 8.1%, государственное управление, обязательное социальное обеспечение (6) – 6.6%, образование и здравоохранение (7) – 15.8%, другие виды деятельности (8) - 11.2%. Построим диаграмму.


Как видно, больше всего людей занято во 2 категории - добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (21.3%), а также в категории № 4 - оптовая и розничная торговля (18.6%). Далее идет 7 категория - образование и здравоохранение (15.8%). Затем следуют 8 и 1 категории – это соответственно другие виды деятельности (11.2%) и сельское хозяйство (10.8%). И наименьшая доля занятых приходится на категории 5, 3 и 6 – это транспорт и связь, строительство и государственное управление, обязательное социальное обеспечение, соответственно, доля каждой из этих категорий не превышает 9% к общей численности занятых.

5.4. Графики выполнения плана.

Показатели выполнения плана можно изобразить графически в виде линейной (рис.9) и столбиковой (рис.10) диаграмм.

Для построения линейной диаграммы возьмем следующие данные: выполнение плана выпуска товарной продукции цехом характеризуется следующими данными: январь – 108%, февраль – 110%, март – 104%, апрель – 108%, май – 112%.

По графику можно сделать следующий вывод: более высокий процент перевыполнения плана приходится на февраль отчетного периода – 110%, тогда как в марте он составил минимальное значение – 104%.

Выполнение плана выпуска товарной продукции цехом характеризуется следующими данными: I квартал – 110%, II квартал – 107%, III квартал – 109%, IV квартал – 108%, на основе этих данных построим столбиковую диаграмму выполнения плана.

Из графика видно, что наиболее высокий процент перевыполнения плана приходится на I квартал – 110%, тогда как минимальным этот показатель был во II квартале, когда он составил 107%.

5.5. Графики вариационных рядов.

Среди вариационных рядов распределения выделяют дискретные (когда отдельные варианты имеют определенные конкретные значения) и интервальные (когда варианты колеблются в определенных пределах) ряды. Дискретные вариационные ряды изображают в виде так называемого полигона распределения (Рис.11). Варианты откладываются на оси абсцисс, частоты – на оси ординат. Точки пересечения соединяются отрезками прямой.

Возьмем данные по распределению рабочих на предприятии согласно их тарифным разрядам: 1 разряд – 10 человека, 2 разряд – 15, 3- 22, 4 – 109, 5- 96 и 6 разряд – 32 человека.

Как видно из графика, наибольшее число составляют рабочие 4 и 5 разрядов – 109 и 96 человек соответственно, тогда как численность рабочих 6, 3 и 2 разрядов не на много отличается друг от друга и колеблется в районе 15 – 30 человек, и самую маленькую группу составляют рабочее 1 разряда – 10 человек.

Интервальные вариационные ряды изображают в виде гистограммы (Рис.12). При построении гистограммы интервальных вариационных рядов с равными интервалами на оси абсцисс откладывают границы интервалов, на оси ординат – число единиц совокупности, приходящееся на данный интервал. Строят прямоугольники с равными основаниями. При построении гистограммы с неравными интервалами на оси абсцисс так же откладывают границы интервалов, на оси ординат – число единиц совокупности, приходящееся на единицу ширины интервала. Строят прямоугольники

Пример. Распределение рабочих по стажу лет на предприятии: 0-5 лет – 210 человек, 5-10 – 250 человек, 10-15 – 300 человек, 15-20 – 270 человек, 20 – 25 лет – 200 человек.

Как видно, наибольшее число рабочих на предприятии – со стажем от 10 до 15 лет, тогда как наименьшая численность приходится на людей со стажем 20 – 25 лет.

5.6. Графики взаимосвязанных показателей.

Графики взаимосвязанных показателей, один из которых равен произведению двух других можно построить с помощью так называемых «знаков Варзара». «Знак Варзара» строится вне системы прямоугольных координат в виде прямоугольника, основание которого пропорционально одному показателю-сомножителю, а высота - другому. Площадь прямоугольника равна величине третьего показателя, являющегося произведением двух первых. Располагая рядом несколько прямоугольников, относящихся к разным показателям, можно сравнивать не только размеры показателя - произведения, но и значения показателей - сомножителей.

Пример. Имеются следующие данные за 2001 год по всему миру: ВНП – 46403 млрд.долл., ВНП на душу населения – 7570 долл., средняя численность населения – 6.1298 млрд.чел. Взаимосвязь этих показателей можно представить в виде:

Как видно из графика общее производство ВНП в мире зависит от средней численности населения и от производства ВНП, приходящегося на душу населения.

6. Заключение.

Проделав данную работу, мы действительно убедились, что графики делают статистический материал более понятным и доступным даже неспециалистам, упрощают восприятие данных. Однако графические изображения не только иллюстративны, они носят и аналитический характер. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей.

В настоящее время графики широко применяются в учетной и статистической практике предприятий и учреждений, в научно-исследовательской работе, в производственно-хозяйственной деятельности, в учебном процессе, пропаганде и других областях. Трудно переоценить их роль в жизни общества.Применение графического метода в социально -экономических явлениях Реферат >> Маркетинг

Дисциплине «Статистика» на тему: Применение графического метода в социально -экономических явлениях Преподаватель: Горемыкина Т.К. Студент: ... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение графического метода в анализе и обобщении различных данных неоценимо. Графическое изображение, ...

  • Социально -экономические явления и методы исследования связей между ними

    Реферат >> Экономика

    ... социально - экономических явлений Основные статистические методы выявления корреляционной связи Корреляционно-регрессионный анализ . Уравнение парной регрессия: экономическая ...

  • Методы экспертных оценок (1)

    Реферат >> Маркетинг

    Теоретические основы использования экспертных методов в анализе социально -экономических явлений 5 2. Метод Дельфы 20 3. Практические... в словесной, математической, графической или другой форме суждения... эксперимента. Известны случаи применения метода Дельфы, в...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Средств и методов научного анализа социально -экономических , духовных... вероятных последствий их применения , и положительных... анализом социально -культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений ... языка экономного графического знака, ...

  • Задание 1. По данным таблицы построить столбчатую диаграмму «Отраслевая структура промышленности Северо-Западного района». Образец. Отрасль промышленности. Доля в промышленной продукции,%. Электроэнергетика Топливная Черная металлургия Цветная металлургия Химическая промышленность Машиностроение Лесная промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность. 4,4 2,5 1,0 1,5 4,3 7,4 7,1 4,7 4,9 5,0. 2. 3. 4. 5.

    Слайд 33 из презентации «Северо-Западный экономический район»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Северо-Западный экономический район.pptx» можно в zip-архиве размером 5988 КБ.

    Скачать презентацию

    Северо-Запад России

    «Материк Австралия» - Австралийский Союз. Хорошо развита связь: телефон, радио, телевидение, интеренет. Современное население Австралии составляет около 20 млн. человек (!). Плотность и территория заселения. Австралия. Население. Австралия занимает одно из первых мест в мире по по поголовью тонкорунных овец. В Австралии в больших количествах разводят крупный рогатый скот, а также овец.

    «Государственные услуги Ставропольский край» - Разработан и утвержден. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Экспертиза и согласование. Оптимизация процедур предоставления государственных и муниципальных услуг. Региональная тарифная комиссия края. РАЗРАБОТАН и УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2011 г. № 250-п.

    «Государства СНГ» - Украина. Жогорку Кенеш осуществляет законодательную власть, а также контрольные функции. Уставные цели и направления деятельности СНГ. История создания и основные этапы развития. Президентом Российской Федерации является Медведев Дмитрий Анатольевич. Президентом Республики Казахстан является Назарбаев Нурсултан Абишевич.

    «Страна Молдова» - Всего 4 458 000 чел. Эгп. Население. Общие сведения. Общая характеристика хозяйства. Развиватся машиностроение, химпром, металлургия, деровообрабатывающая, легкая промышленность. Природно-ресурсный потенциал. Удовлетворяют потребности страны. Презентация на тему “Характеристика Молдовы”. Молдавия – аграрно-индустриальное государство.

    «Воды суши география» - Особенности солевого и газового состава. Озера. Какие озера преобладают в районах с влажным климатом. Многолетняя мерзлота. Россию можно смело назвать страной озер и вечной мерзлоты. Подземные воды. Ледники. Болота. Озера, подземные воды, болота, мерзлота, ледники. Водохранилища. Вспомним о происхождении озерных котловин.

    Статьи по теме