Компьютер по имени Зверь: конспирология у баптистов и православных. Самый первый компьютер в мире Всемирный компьютер

Сегодняшние персональные компьютеры сильно отличаются от массивных, неуклюжих устройств, возникших во время Второй мировой войны, и разница не только в их размерах. «Отцы» и «деды» современных десктопов и лэптопов не умели многое из того, с чем играючи справляются современные машины. Однако самый первый компьютер в мире стал прорывом в области науки и техники . Устраивайтесь поудобнее перед монитором, и мы расскажем о том, как зарождалась эпоха ПК.

Кто создал самый первый компьютер в мире

В 40-е годы прошлого столетия существовали сразу несколько устройств, которые могут претендовать на звание первого компьютера.

Z3

Конрад Цузе

Ранний компьютер, созданный немецким инженером Конрадом Цузе, который работал в полной изоляции от разработок других ученых. Он имел отдельный блок памяти и отдельную консоль для ввода данных. А в качестве их носителя выступала восьмидорожечная перфокарта, изготовленная Цузе из 35 мм кинопленки.

В машине было 2600 телефонных реле и ее можно было свободно программировать в двоичном коде с плавающей точкой. Аппарат Z3 использовался для аэродинамических расчетов, но был уничтожен при бомбежке Берлина в конце 1943 года. Цузе руководил реконструкцией своего детища в 1960-х годах, и сейчас эта программируемая машина демонстрируется в музее Мюнхена.

Устройство «Марк 1» задуманное профессором Говардом Эйкеном и выпущенное IBM в 1941 году, представляло собой первый в Америке программируемый компьютер. Машина стоила полмиллиона долларов, и применялась для разработки оборудования для ВМФ США, такого как торпеды и средства подводного обнаружения. Также «Марк 1» использовали при разработке имплозионных устройств для атомной бомбы.

Именно «Марк 1» можно назвать самым первым компьютером в мире. Его характеристики в отличие от немецкого Z3, позволяли выполнять вычисления в автоматическом режиме, не требуя вмешательства человека в процесс работы.

Atanasoff-Berry Computer (ABC)

В 1939 году профессор Джон Винсент Атанасов получил средства для создания машины, названной Atanasoff-Berry Computer (ABC). Она была спроектирована и собрана Атанасовым и аспирантом Клиффордом Берри в 1942 году. Однако устройство ABC не имело широкой известности до патентного спора, связанного с изобретением компьютера. Он был разрешен лишь в 1973 году, когда было доказано, что соавтор ENIAC Джон Мокли видел компьютер ABC вскоре после того, как тот стал функциональным.

Юридический результат судебных тяжб был знаковым: Атанасов был объявлен инициатором нескольких основных компьютерных идей, но компьютер как концепция был объявлен непатентоспособным и, следовательно, свободно открыт для всех разработчиков. Полномасштабная рабочая копия ABC была завершена в 1997 году, доказав, что машина ABC функционировала так, как утверждал Атанасов.

ENIAC

ENIAC

ENIAC разрабатывался двумя учеными из Пенсильванского университета — Джоном Эккертом и Джоном Мокли. Он мог решать «широкий спектр числовых задач» путем перепрограммирования. Хотя машина была предъявлена публике уже после войны, в 1946 году, она была важна для расчетов во время последующих конфликтов, таких как «Холодная война» и Корейская война. Она использовалась для вычислений при создании водородной бомбы, инженерных расчетов и создания таблиц стрельбы. А также делала прогнозы погоды в СССР, чтобы американцы знали, куда могут выпасть радиоактивные осадки в случае ядерной войны.

В отличие от «Марк 1» с его электромеханическими реле, в «ЭНИАКе» были вакуумные лампы. Считается, что ENIAC провел больше расчетов за свои десять лет эксплуатации, чем все человечество до этого времени.

EDSAC

EDSAC

Первый компьютер с хранимым в памяти программным обеспечением назывался EDSAC. Он был собран в 1949 году в Кембриджском университете. Проект по его созданию возглавлял профессор Кембриджа и директор Лаборатории вычислительных исследований Кембриджа Морис Уилкс.

Одним из основных достижений в программировании было использование Уилксом библиотеки коротких программ под названием «подпрограммы». Она хранилась на перфокартах и ​​использовалась для выполнения общих повторяющихся вычислений в рамках программы lager.

Как выглядел первый компьютер в мире

Американский «Марк 1» был огромен, занимая в длину свыше 17 метров, а в высоту — свыше 2.5 метра. Машина, в оболочке из стекла и нержавеющей стали, весила 4,5 тонны, а общая протяженность ее соединительных проводов чуть-чуть не дотягивала до 800 км. За синхронизацию основных вычислительных модулей отвечал пятнадцатиметровый вал, который приводил в движение электродвигатель мощностью 4 кВт.

Марк 1 в музее IBM

Еще тяжелее, чем «Марк 1», был «ЭНИАК». Он весил 27 тонн, и требовал 174 кВт электроэнергии. Когда его включали, городские огни тускнели. Машина не имела ни клавиатуры ни монитора, занимала площадь в 135 кв.м и была обвита километрами проводов. Чтобы получить представление о внешнем виде «ЭНИАКа» представьте себе длинный ряд металлических шкафов, которые сверху донизу заставлены лампочками. Поскольку качественного охлаждения у компьютера тогда еще не было, в помещении, где он находился, было очень жарко, и «ЭНИАК» давал сбои.

ENIAC

В СССР не желали отставать от Запада и вели свои разработки по созданию ЭВМ. Результатом усилий советских ученых стала (МЭСМ). Ее первый запуск состоялся в 1950 году. В МЭСМ использовались 6 тысяч ламп, она занимала площадь в 60 кв. м и требовала для работы мощности до 25 кВт.

МЭСМ

Устройство могло выполнять до 3 тысяч операций в секунду. МЭСМ применялась для сложных научных вычислений, затем ее использовали как учебное пособие, а в 1959 году машину разобрали.

В 1952 году у МЭСМ появилась старшая сестра — (БЭСМ). Количество электронных ламп в ней возросло до 5 тысяч, выросло и количество операций в секунду — от 8 до 10 тысяч.

БЭСМ

Первый в мире коммерческий компьютер

Представленный в США в 1951 году, можно назвать первым компьютером, предназначенным для коммерческого использования.

Он прославился после того, как использовал данные опроса 1% населения, имеющего право голоса, чтобы правильно предсказать, что генерал Дуайт Эйзенхауэр выиграет выборы 1952 года. Когда люди поняли возможности компьютерной обработки данных, многие предприятия начали приобретать эту машину для своих нужд.

Самый первый персональный компьютер в мире

Впервые термин «персональный компьютер» был применен к творению итальянского инженера Пьера Джорджио Перотто под названием Programma 101 . Выпустила его фирма Olivetti.

Programma 101

Стоило устройство 3200 долларов и разошлось тиражом около 44 000 экземпляров. Десять штук купило NASA, чтобы использовать для расчетов посадки Apollo 11 на Луну в 1969 году. Сеть ABC (American Broadcasting Company) использовала Programma 101 для прогнозирования президентских выборов 1968 года. Американские военные использовали его для планирования своих операций во время войны во Вьетнаме. Он также закупался для школ, больниц и правительственных учреждениях и отмечал начало эпохи быстрого развития и продаж ПК.

Первый домашний компьютер массового производства за рубежом

В 1975 году в одном из выпусков журнала « Популярная электроника» появилась статья о новом компьютерном наборе — Altair 8800. В течение нескольких недель после появления устройства клиенты наводнили его производителя, компанию MITS, заказами. Машина была оснащена 256-байтовой памятью (расширяемой до 64 Кб) и универсальной интерфейсной шиной, которая превратилась в стандарт «S-100», широко используемый в любительских и персональных компьютерах той эпохи.

«Альтаир 8800» можно было купить за 397 долларов. После покупки владельцу-радиолюбителю нужно было самостоятельно паять и проверять работоспособность собранных узлов. На этом трудности не заканчивались, предстояло еще освоить написание программ с помощью нулей и единиц. У Altair 8800 не было клавиатуры или монитора, жесткого диска и дисковода. Чтобы ввести нужную программу пользователь щелкал тумблерами на передней панели устройства. А проверка результатов осуществлялась путем наблюдения за лампочками, мигающими на передней панели.

А в 1976 году «на свет» появился первый компьютер Apple , разработанный и изготовленный вручную Стивом Возняком и рекламируемый его другом как первый продукт компании Apple Computer Company. Apple 1 считается первым ПК, поставляемым в готовом виде.

Apple 1

На самом деле у устройства не было ни монитора, ни клавиатуры (предусматривалась возможность их подключения). Зато была полностью укомплектованная монтажная плата, на которой находилось 30 микросхем. У «Альтаир 8800» и других поступивших на рынок устройств и этого не было, их надо было собирать из набора. Первоначально у Apple 1 была почти «адская» цена в 666, 66 долларов, однако год спустя она была снижена до 475 долларов. Позже была выпущена дополнительная плата, которая позволяла записывать данные на кассетный магнитофон. Она стоила 75 долларов.

Первый домашний компьютер массового производства в СССР

С 80-х годов XX века в Болгарии начали выпускать компьютер под названием «Правец». Это был клон второй версии Apple. Еще одним клоном, входящим в линейку «Правец», был «советский» IBM PC, базировавшийся на процессорах Intel 8088 и 8086. Более поздним клоном Oric Atmos была «домашняя» модель «Правец 8D» в небольшом корпусе и со встроенной клавиатурой. Она выпускалась с 1985 по 1992 годы. Компьютеры «Правец» стояли во многих школах Советского Союза.

Желающие собрать себе домашний компьютер могли воспользоваться инструкциями в журнале «Радио» 1982-83 гг. и воспроизвести модель под названием «Микро-80». Она базировалась на микропроцессоре КР580ВМ80, аналогичном Intel i8080.

В 1984 году в Советском Союзе появился компьютер «Агат», достаточно мощный по сравнению с западными моделями. Объем ОЗУ составлял 128 КБ, что вдвое превышало объем оперативной памяти у моделей Apple начала 80-х годов двадцатого века. Компьютер выпускался в нескольких модификациях, имел внешнюю клавиатуру с 74 клавишами и черно-белый либо цветной экран.

Производство «Агатов» шло до 1993 года.

Компьютеры современности

В наши дни современные компьютерные технологии меняются очень быстро. современности в миллиарды раз превосходят своих предков. Каждая компания хочет удивить и так пресыщенных пользователей, и до сих пор многие преуспевают в этом. Вот лишь некоторые из основных тем за последние годы:

  • Ноутбук, оказавший важное влияние на развитие индустрии: Apple Macbook (2006 год).
  • Смартфон, оказавший важное влияние на развитие индустрии: Apple iPhone (2007 год).
  • Планшет, оказавший важное влияние на развитие индустрии: Apple iPad (2010 год).
  • Первые «умные часы»: Pulsar Time Computer (1972 год). Их можно увидеть на руке Джеймса Бонда в боевике «Живи и дай умереть» 1973 года.

И, конечно же, различные игровые консоли: Playstation, Xbox, Nintendo и т. д.

Мы живем в интересное время (хотя это и звучит как китайское проклятие). И кто знает, что ждет в ближайшем будущем. Нейронные компьютеры? Квантовые компьютеры? Поживем-увидим.

1985 год. Несколько лет назад, пророчество относительно печати зверя выглядело как бы далеким, уходящим на много лет вперед. Сегодня мы стоим на пороге исполнения этого предсказания. Надо полагать, что наше поколение будет свидетелем этого явления. Устройства для пометки всех мужчин, женщин и детей уже готовы к действию. Проявление антихриста может начаться в любой момент.

Доктор Элдеман, глава отдела анализов Европейского рынка, сообщил, что система всемирных компьютерных установок готова к действию. Она находится в Брюсселе и имеет высоту трехэтажного здания. Обслуживающие офисы главной квартиры уже в полной готовности.

Этот огромный компьютер носит название "зверь". В книге Откровение, глава 13, 15-18, мы читаем, что "зверь" будет некоторое время властвовать над всеми жителями мира. Это будет мировое правление антихриста.

Компьютер имеет сто весьма чувствительных приемников, которые могут принимать сведения из ста направлений одновременно. Это будет своего рода мировой ум. Мировое правительство будет иметь все необходимые сведения для того, чтобы держать под контролем все отрасли общественной и личной жизни. Для того, чтобы подчинить каждого гражданина власти мирового правления, каждому жителю будет дан номер. Только тот, кто имеет этот номер, сможет продавать или покупать. Этим будет разрешена сложная финансовая проблема.

Каждый гражданин Мирового государства может иметь этот номер вытатуированным на тканях кожи посредством ультрафиолетовых лучей. Для глаз этот номер будет невидим. Он будет просвечиваться ультракрасным лучом аппарата в том месте, где человек будет продавать или покупать. Этот номер, как печать зверя, будет поставлен на тыльной стороне руки или на лбу. Таким образом, за несколько секунд будет произведен процесс уплаты из Мирового банка. Эта чудовищная машина способна не только в одно мгновение переслать в банк цену всех купленных предметов, но также указать, есть ли у вас в банке деньги. Кроме того, если покупатель совершил какое-то преступление, он, подойдя к аппарату, сразу же будет опознан. Деньги к тому времени существовать больше не будут. С этого начинается подготовка для временного царствования антихриста.

Когда одного из лидеров Европейского Рынка спросили, что будет с тем, кто не пожелает подчиниться этой системе, он ответил: "У нас есть сила, которая принудит каждого принять эту систему". Больше всего это коснется верующих, которые знают, что значит принять начертание зверя. При наличии таких компьютерных установок никто не будет иметь возможности скрыться. Уже теперь в Вашингтоне построен такой компьютер, который может дать информацию на каждого гражданина страны. Там все известно: есть ли у гражданина кредитные карточки, уплачен ли подоходный налог, служил ли в армии, к какой религиозной организации или политической партии принадлежит. Есть компьютерные установки, которые могут указать, сколько, у кого имеется денег в банке.

Кто из православных христиан не слышал о суперкомпьютере по имени «Зверь», который, как убеждают нас борцы с налоговыми номерами, и есть якобы тот самый «зверь», о котором пишет апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе? Но кто видел этого «зверя» ? Никто. Более того, даже самим борцам с ИНН неизвестно точное его местонахождение. Одни пишут, что этот «зверь» находится в Брюсселе, другие - в Страсбурге. Где же «зверь» находится в действительности?..

Спешу успокоить борцов с налоговыми номерами: «зверь», которым они пугают православных, скорее всего давно разукомплектован, поскольку построен этот компьютер очень давно — в 1974 году. В то время он находился в Брюсселе и был центральным компьютером стран Общего рынка. Для компьютерной же индустрии даже три года - очень большой срок. Со времени построения брюссельского «зверя» прошло уже почти тридцать лет, потому пугать ныне этой страшилкой православных христиан очень неразумно: в офисах современных российских предприятий и организаций стоят гораздо более мощные компьютеры.

Не находится «зверь» и в Страсбурге. Конечно, у государств Шенгенской зоны есть тоже центральный компьютер, но борцы с налоговыми номерами должны знать, что компьютер в Страсбурге не наименован «зверем», что было бы крайне примитивной шуткой. И, таким образом, компьютер, находящийся в Страсбурге, не именуется «зверем», а брюссельский, хотя и назывался таким именем, в настоящее время пригоден разве что для музея, а не для тотального контроля человечества. Впрочем, для борцов с налоговыми номерами это, очевидно, не очень важно: разукомплектован брюссельский компьютер или нет — за тридцать лет этот брюссельский «зверь», кроме реальной, обрел себе жизнь виртуальную - в умах борцов с ИНН он навсегда останется современнейшим суперкомпьютером, всегда пригодным для приведения в страх и трепет православных христиан.

Так же, как навсегда останется пригодной для той же цели листовка с выступлением некоего Кола Сандерсена. Сама листовка составлена по всем шаблонам «святого письма», сакраментальные слова которого обычно таковы: «Я стоял на берегу моря и увидел Господа Бога, Который сказал…...» Кол Сандерсен, правда, услышал голос «Бога» не на берегу моря, а в одной из секретных лабораторий, где участвовал якобы в создании маленькой микросхематичной пластинки, которая бы помещалась в эпидемиологическую иглу. Он же якобы участвовал в экспериментах по определению тех мест на теле человека, где пластинка имела бы возможность подзаряжаться. «Были установлены , — говорится в листовке, — два места: лоб и правая рука человека». «В то время , — продолжают сочинители этого «святого письма», — я получил от Бога предупреждение и начал исследовать Священное Писание. Почему? В Откровении апостола Иоанна Богослова написано: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их (Откр.13, 16). Господь через слово показал мне, чем я занимаюсь».… «Бог мне сказал: “Посмотри на число шестьсот шестьдесят шесть”. И я сказал: “Господи, я же не знал об этом”» (Электронное жало антихриста. М., 1999. С. 61, 62).

Далее Кол нагоняет на читателей его «письма» большего страху. Якобы он спросил у одного врача из Бостона: что случится, если имплантированная человеку пластинка выйдет из строя? И услышал, что у людей появятся гнойные раны. И этот ответ врача Кол опять иллюстрирует текстом Апокалипсиса: пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу зверя (Откр.16, 2).

Почему для микропластинок самыми подходящими местами в человеке оказались лоб и правая рука, а не, скажем, нос и левая нога? Очевидно, по той же причине, по которой построенный в 1974 году компьютер был назван «Зверем», а не другим именем. Цель у составителей листовки про «инженера Кола» такая же, как и у создателей брюссельского компьютера: посеять страх среди христиан, внушить ложную мысль о якобы сбывающихся на наших глазах пророчествах Апокалипсиса. Но православным христианам не должно терять рассудительности . Чтение листовки про «инженера Кола» должно вызывать у нас не спешное желание бежать в леса от грядущего якобы антихриста, а естественные вопросы: кто такой Кол Сандерсен (его происхождение)? Где он в настоящее время находится? Какое наказание от американских властей последовало ему за разглашение секретных (как говорится в листовке) сведений? И если секретные эти исследования благодаря стараниям Кола рассекречены, то в каком научном журнале они опубликованы? Кто из русских или зарубежных ученых повторил опыты «Кола сотоварищи» и подтвердил, что в теле человека имеются два места, где имплантированная микропластинка могла бы сама подзаряжаться, — лоб и правая рука? А также что выведенная из строя пластинка вызовет появление на теле человека гнойных язв?

На эти вопросы мы вряд ли когда-либо получим ответы. По крайней мере, у активистов «Движения за право жить без ИНН» желания разыскать «инженера Кола» не наблюдается. По всей видимости, они понимают, что искать «инженера Кола» совершенно бессмысленно. С одинаковым успехом можно разыскивать того назойливого типа из «святого письма», который якобы «стоял на берегу моря…» .


Иерей Виктор , Санкт-Петербург

Сделают машину, она будет называться «зверь», и она будет всё-всё знать. Она ответит на любой запрос. И будет знать все тайны. Если человек на словах откажется от Христа, боясь мучений, а в душе нет, то компьютер скажет, что он молится, что в душе не отказался. А им надо, чтобы в душе отказался, чтобы из сердца вырвал Бога. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 1), протоиерей Николай Рагозин, 0:59).

«Образ зверя » из Апокалипсиса – это компьютер, который будет ставить печать антихриста » (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.84).

«Уже готовятся средства, которые помогут установлению власти Антихриста. Отец Тадей приводил цитаты о Звере из «Апокалипсиса» святого Иоанна-Богослова и говорил, что в Бельгии уже создан гигантский (в несколько этажей) компьютер огромной мощности, который называется Зверем. Это один из зверей «Апокалипсиса». Такой же компьютер существует и в Америке. Отец Тадей говорил, что личные номера наших паспортов происходят из этого компьютера и вводятся в него». (Старец Фаддей Витовницки /55/).

В одной маленькой западной стране в пятиэтажном здании будет вмонтирован большой мощный аппарат – компьютер – «зверь» (о. Таврион так и сказал: компьютер). Сначала тайно, но затем будет Голос Божий к этому конструктору рассказать о том, что он изготовил. Старайтесь не попасть в этот компьютер, он будет действовать, но последняя сила действия его будет, когда воцарится антихрист. Тогда антихрист объявит войну тем, кто не принял начертание. Не бойся, двум смертям не бывать. Господу нужны мужественные люди. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 4), архимандрит Таврион, 3:38).

Самое страшное и самое пагубное для души – это быть зачисленным во всемирный компьютер – исчадие антихриста. Такую душу дьявол записывает в свою Книгу смерти. Православные, попавшие в компьютер, по смерти не допускаются даже на мытарства, ибо они без имени, без того самого главного, что делает нас Богоподобной личностью. И будут содержаться в адских муках до Страшного Суда как отрекшиеся от Христа и обетов крещения. И только при Втором пришествии Спасителя уничтожится компьютер и личные номера. И тогда души из адского плена вновь предстанут на Страшный Суд под своими именами. Но каков тогда будет для них Суд? Господи, помилуй! (/12/ «Соль Земли» (Фильм 4), архимандрит Таврион, 3:36).

Схиархимандрит Христофор про компьютер «говорил, что это сатанинская машина. Рассказывал, что в Америке или где-то на Западе есть такая машина «Зверь», в которую сводят все данные и с её помощью враг опутает всех.

Не вступайте в перепись, все списки пойдут в машину «зверь», которая в Брюсселе. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 2), Схиархим. Христофор, 2:28).


«О номерах /схиархимандрит Христофор/ предупрждал прямо и говорил, что их будут давать, что будет всё электронное. Он говорил, что в Америке есть такая машина «Зверь», в которую сводят все данные, и с её помощью враг опутает всех, как паутиной всех обтянет, охватит сатана весь мир и из космоса будет управлять. Кто примет полисы, номерки, паспорта, тот и будет у него на счету. Поэтому батюшка очень отрицательно относился к компьютерам и всему электронному.

На весь мир строится эта сатанинская сеть, чтобы весь мир проглотить. Это всё – это отречение от Бога , - говорил» (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 331).

«В Брюсселе над [центральным] компьтером построен целый дворец с тремя шестерками. Этот компьютер может контролировать миллиарды людей. Шесть миллиардов – это почти весь мир» (преп. Паисий Святогорец «О знамениях времен» /18/, с.10).

«И вот теперь они собираются прибрать всю экономику к своим рукам. Для этих же целей служит и компьютер в Брюсселе «Зверь». Они сами называют его «зверем». Он может содержать информацию на шесть миллиардов человек. Сейчас в мире 4-5 миллиардов, а у него еще есть резерв». (преп. Паисий Святогорец «О знамениях времен» /18/, с.33).

И отсутствием результатов.

Почему народ дал им точное наименование — либераловеры. Даже те из них, кто не без успеха занимается наукой не то что не могут, а именно что не хотят , ни ставить свои (либеральные) принципы выше текущей ориентировки стаи («кого валим» и «кого возносим» по отмашке с Радио Свобода).

Это именно верующие, агрессивно оберегающие свою мифологию (поскольку «спинным мозгом» чувствуют, что она не соответствует не то что реальности, но и заявляемым ими очень неплохим ценностям - например, демократии, или политической свободе). Скажем, Елена Галкина сперва умно и въедливо препарировала российские реформы образования; а затем, присоединившись к майданаци, стала безусловно поддерживать точно такую же реформу на Украине как нечто неоспоримое, превосходное и пр. (не видя в том никакого противоречия ).

Куда интересней прослеживать западное (в т.ч. американское) происхождение элементов, составляющих идеологию российских охранителей-черносотенцев, деликатно называемых «консерваторами» (или их ). «Патриотический» флёр риторики несколько прикрывает эти истоки, но сколько-нибудь пристальный взгляд их легко обнаруживает.

Такого добра особенно много среди мифов, бытующих в этой среде; вообще, мифологический компонент тем важней для идеологии, чем более это ложное и вненаучное мировоззрение. Так, либераловерам исключительно важно поддерживать серию мифов об СССР , большинство из которых разделяется и черносотенцами. Один из мифов американского происхождения у этих последних – о «компьютере по имени Зверь».

«В 1970-е гг. массовая религиозная культура США переживает очередную волну эсхатологических страхов и ожиданий, связанных главным образом с идеологией так называемых «ультраконсервативных» или «новых правых» христиан (New Christian Right). Последнее понятие может использоваться по-разному (иногда его используют лишь применительно к тем, кто активно участвует в политической деятельности), но в целом оно указывает на «новых протестантов» - евангелических христиан, ориентированных на фундаменталистское, т.е. Буквальное, прочтение Библии и придерживающихся крайне консервативных взглядов на политику и общество. К этому движению религиозных консерваторов принадлежит значительная часть баптистских и пятидесятнических церквей, а также многочисленные «внеденоминационные» группы.

Помимо социального консерватизма и антилиберальных настроений, большинство новых правых христиан отличаются ярко выраженными эсхатологическими ожиданиями. Возвращаясь к упомянутой волне 1970-х гг., отмечу, что апокалиптические страхи и ожидания этого времени распространялись не только посредством теологических трактатов или проповеднических текстов. Широкой популярностью стали пользоваться книги христианских пророков, где рассказывалось об ожиданиях или визионерских опытах, связанных с приближением конца света; появился особый жанр массовой литературы - «эсхатологический роман», действие которого происходит в «последние времена», а также соответствующая кинематографическая продукция ).

Нужно оговорить, что в культуре христиан-евангеликов проблемы апокалиптического будущего дискутируются гораздо более подробно и тщательно по сравнению, скажем, с русским православием, уделяющим сравнительно мало внимания интерпретации Священного Писания.

Попытки систематизировать все эсхатологические пророчества, содержащиеся в тексте Нового Завета, привели новых протестантов к формированию нескольких доктрин, по-разному изображающих историю человечества перед концом света и Страшным судом . Не вдаваясь сейчас в детали этих дискуссий, отмечу, что разногласия преимущественно касаются последовательности событий, связанных с «тысячелетним царством» праведников (Откр. 20), «временем великой скорби» (Great Tribulation), о котором Христос рассказывал ученикам на горе Елеонской (Мф. 24:3–44; Мк. 13:3–33; Лк. 21:5–36), а также «восхищением» (Rapture ) праведных на небо (1 Фес. 4, 14–18).

Так, согласно довольно популярной в среде новых протестантов концепции (она известна как Pre-tribulational (dispensational) Premillenialism ), сначала Христос вернется на землю, чтобы забрать истинную церковь на небо, затем начнется «время скорби», а по его окончании - тысячелетнее царство, за которым последует Страшный суд. Согласно другой точке зрения (Post-tribulational Premillenialism ), череда эсхатологических событий начнется с «великой скорби» и лишь те, кто сохранит истинную веру и праведность в эти трудные времена, смогут участвовать в тысячелетнем царстве.

Как бы то ни было, попытки увидеть признаки наступления всех этих событий в культуре новых правых христиан второй половины XX в. не обходились, разумеется, без оглядки на текущие политические события. Особое внимание, что также вполне логично, здесь уделялось созданию государства Израиль в 1948 г. Детали роли, отведенной евреям в «последние времена», также могут быть предметом дискуссии между разными направлениями христиан-фундаменталистов, но все они согласны в том, что «Израиль собирается для обращения и спасения» (если воспользоваться формулировкой российских «нерегистрируемых пятидесятников»).

Что касается Антихриста, его союзников, провозвестников, обстоятельств появления и образа действий, то здесь поле для фантазий и интерпретаций оказалось довольно широким. Не останавливаясь опять-таки на возможных и многочисленных вариациях на эту тему, отмечу, что в качестве одного из «традиционных» для протестантизма вообще (и американского протестантизма в частности) врагов рассматривалась католическая церковь. Второй Ватиканский собор 1962–1965 гг. в известном смысле лишь подогрел эти старинные страхи. Более того, нередко опасения, связанные с европейским католицизмом, переносились в среде американских евангеликов на Западную Европу в целом, и, вероятно, отчасти поэтому объединительное движение, начавшееся с Римского договора 1957 г. и закончившееся в 1992 г. созданием Европейского союза, воспринималось многими в той же самой апокалиптической перспективе, в том числе и как своего рода приготовление к приходу Антихриста.

Союз европейских стран могли считать возрождающейся Римской империей и даже десятирогим зверем из 13 главы Апокалипсиса (а также сна пророка Даниила (7:23)): об этом, например, зашла речь, когда в 1979 г. Греция стала десятым участником ЕС . Впрочем, эсхатологические ожидания христианских фундаменталистов в Америке вообще связывались с международными политическими организациями, претендующими на глобальные полномочия: с такими же опасениями и неприязнью многие из них относились к ООН и подобным организациям. Этот своеобразный антиглобализм был одним из главных мотивов американских эсхатологических нарративов того времени.

Так или иначе, американские апокалиптики 1970-х гг. не ожидали от Европейского союза ничего хорошего и наблюдали за деятельностью этой - тогда еще экономической - организации с большой тревогой. Вместе с тем в эти же годы в среде ультраконсервативных христиан остается достаточно популярной специфическая технофобия, связанная с телевидением как инструментом в руках демонических сил и главным орудием антихриста . Более того, опасения, связанные с телевидением, теперь дополняются особым страхом перед еще одной технологической и информационной инновацией - компьютерами.

Лейтмотивом соответствующих фобий была идея о тотальном подчинении человечества и манипулировании людьми со стороны скрытых и таинственных сил, опосредованных всемогущими и повсюду проникающими техническими устройствами . В рассматриваемую эпоху подобный образ «общества слежки» (surveillance society), если воспользоваться термином канадского социолога Дэвида Лайона , прямо корреспондировал с топикой романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» [характерно, что ключевые интенции романа заимствуют именно правые, воспринимающие любой социальный прогресс как «покушение на свободу» и «насилие над личностью». Впрочем, в отношении их понимания «свободы» и «личности», они, безусловно, правы; насилие над таким – плюс, а не минус.].

Этот литературный текст, имевший сугубо светский характер, прочитывался многими христианскими консерваторами в духе их собственных апокалиптических пророчеств и воспринимался если не как буквальное описание ближайшего будущего человечества, то по крайней мере в качестве еще одного из знаков наступления «последних времен» в начале 1980-х. Здесь, впрочем, можно говорить и о более общих социальных контекстах, сближающих литературные антиутопии и специфические формы «эсхатологической конспирологии» XX в. [и, конечно, важен тот факт, что именно современное общество «западных демократий» ближе всего к «ужасам тоталитаризма», как их рисовала пропаганда в период противостояния с коммунистическим блоком].

…Тревожные ожидания такого рода, по-видимому, и обусловили появление сюжета о «компьютере по имени Зверь», которому посвящена эта статья. Я не берусь сейчас совершенно точно определять его источники и первоначальную историю, но дело опять-таки происходило в середине 1970-х гг. в среде американских ультраконсервативных христиан юга США . Судя по всему, история о зловещем компьютере была придумана и обнародована в 1975 г. кем-то из пасторов Юго-Восточной РадиоЦеркви - внеденоминационной евангелической радиопрограммы, основанной в 1933 г. в Оклахоме и существующей по сей день. Наиболее вероятными авторами рассматриваемого сюжета следует считать Дэвида Веббера (1931–2004) и Ноя Хатчингса (род. 1922), написавших в 1970-е и 1980-е гг. несколько книг о грядущей апокалиптической роли компьютерных технологий . Так или иначе, в 1975 г. Юго-Восточная Радио-Церковь сообщила, что в Брюсселе находится суперкомпьютер, известный как «Зверь», который вскоре «соединит банки по всему миру и постепенно приведет к социалистическому выравниванию экономики, а также созданию новой денежной системы к 1980-м. В том же году [автор книги “Возвратится ли Христос к 1988 году? 101 доказательство”. - А.Панченко .] Колин Дил сообщил своим читателям, что лидерам Общего Рынка во время “кризисной встречи” в Брюсселе показали “Зверь” - гигантский компьютер, занимающий три этажа в административном здании штаб-квартиры Общего Рынка» .

Предполагалось, что этот компьютер будет в состоянии присвоить каждому человеку на земле индивидуальный номер, который будет наноситься на кожу при помощи лазерного луча. Татуировки, которые можно распознать лишь при помощи инфракрасных сканеров, заменят кредитные карточки и будут представлять собой три группы из шести цифр. Очевидно, что здесь содержался прозрачный намек, с одной стороны, на апокалиптическое число зверя, а с другой - на штриховое кодирование, которое в это время стало распространяться в США, а чуть позже и в Европе (первым товаром со штрих-кодом была упаковка жевательной резинки “Juicy Fruit”, проданная 26 июня 1974 г. в штате Огайо). Все вместе опять-таки недвусмысленно отсылало к одному из самых популярных текстов христианской эсхатологии - 13 главе Откровения Иоанна Богослова:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13:16–18)».

Вскоре история о компьютере по имени Зверь получила широкое распространение без ссылок на конкретных христианских авторов и, так сказать, в устойчивой вирусной форме . Довольно скоро ее стали переводить на другие языки . Важную роль в популяризации рассматриваемого сюжета сыграл бестселлер Мэри Рэлф «Когда ваши деньги теряют смысл», о котором речь пойдет далее. Сначала, однако, необходимо сказать несколько слов об историческом контексте этой популяризации.

Помимо тех общих тенденций в американской апокалиптике 1970-х гг., о которых я писал выше, появление нарратива о компьютере по имени Зверь и докторе Элдемане было, по всей видимости, обусловлено и конкретными политико-экономическими обстоятельствами. «Кризисная встреча в начале 1974 г.» фигурирует здесь совсем не случайно. Дело в том, что в 1973 г. в мире разразился первый (и до сих пор считающийся крупнейшим) глобальный нефтяной кризис. Через 11 дней после начала «войны Судного дня», когда египетские и сирийские войска атаковали Израиль на Синайском полуострове и Голанских высотах, страны ОПЕК объявили о прекращении либо существенном ограничении поставок нефти США и их союзникам, поддерживавшим еврейское государство. Вскоре мировые цены на нефть возросли в 4 раза - с 3 до 12 долларов за баррель.

В результате 6 ноября 1973 г. министры иностранных дел ЕЭС, собравшись в Брюсселе, подписали заявление, в котором призывали Израиль выполнить 242 резолюцию Совета безопасности ООН, т.е. освободить территорию Синайского полуострова и Голанские высоты. …. При этом война 1973 г. привела к очередному обострению отношений между СССР и США: когда израильские войска стали одерживать победы и, перейдя в контрнаступление на территории противника, форсировали Суэцкий канал, Брежнев пригрозил прямым вступлением в войну, а США объявили о повышенной боеготовности своих ядерных сил.

Надо сказать, что для американских евангеликов события, связанные с октябрьской войной 1973 г., прямо соответствовали актуальным эсхатологическим пророчествам и ожиданиям. Согласно одному из самых известных апокалиптических пророчеств, принадлежащему проповеднику Хэлу Линдси (1970), главными врагами подлинного христианства в «последние времена» будут «Россия (соответствующая Гогу из книги Иезекииля), которая создает огромную армию <…> и пойдет войной на Израиль; арабы, которые соединятся с африканцами, чтобы во главе с Египтом напасть на Израиль; Китай и <…> “восточная орда” из 200 миллионов солдат, а также Европейский союз, который воссоздаст Римскую империю и подчинит весь мир власти своего лидера - Антихриста» .

Однако Израиль в очередной раз победил, нефтяной кризис не разрушил мировую экономику, третья мировая война не началась, а история про брюссельский компьютер зажила собственной жизнью, приобретая новые смыслы и контексты. В этой перспективе показательна ее российская биография.

История о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках несколько раз пыталась, так сказать, прорваться к своей русской аудитории. Насколько я могу судить, во всех случаях непосредственным источником для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (1916–2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 г. в Алабаме. Утверждая, что число 666 постепенно проникает во все сферы повседневной жизни американцев (его удавалось отыскать даже на маркировке напольной плитки и ярлыках мужских сорочек), Рэлф уделяла особое внимание развитию международных платежных систем и распространению пластиковых дебетовых карточек, которые, по ее мнению, должны были стать главным инструментом экономического подчинения человечества. В книге Рэлф история о брюссельском компьютере и докторе Элдемане повторялась несколько раз , более того, здесь говорилось, что на смену «малому зверю» в Брюсселе скоро придет другой суперкомпьютер, который находится в Люксембурге .

Среди других признаков грядущего царства антихриста алабамская проповедница называла появление различных международных организаций: Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и т.п. Значительное место в книге отводилось и грядущей эсхатологической роли Советского Союза, который по-прежнему ассоциировался с Гогом и Магогом.

В качестве одного из доказательств, что именно Россия - конное войско из пророчества Иезекииля, которое придет «в последние годы <…> на горы Израилевы» (Иез. 38:8), в книге фигурировала почтовая марка «10 лет Первой Конной» (номинал 14 коп.), выпущенная в СССР в начале 1930 г. На ней были изображены всадники с красным знаменем и карта Северного Причерноморья с отмеченным на ней боевым путем кавалерийской армии. По мнению Рэлф, эта марка «пророчески напоминала» о грядущем вторжении русских в Израиль [а также о знании религиозными активистами географии] .

Все это, однако, не смутило одного из первых русских переводчиков истории о компьютере по имени Зверь - профессора русистики в Университете Южной Алабамы Павла Ваулина (1918–2007). Ваулин был эмигрантом из СССР, попавшим в плен во время советско-финской войны, перебравшимся в Швецию, а затем в Америку и примкнувшим здесь к радикальному религиозно-националистическому крылу русской диаспоры. Сообщая о жизни Ваулина в русской колонии в Ричмонде, штат Мэн, автор биографического словаря русской эмиграции пишет: «Здесь собственными руками построил каменный дом, не без учета возможной ядерной войны» [Александров 2005: 92]. В том же 1981 г. Ваулин перевел несколько вступительных фрагментов из книги Рэлф (среди них - историю о брюссельском компьютере) и опубликовал их под заголовком «Наступление зверя» в издаваемом им русскоязычном журнале «Нива» [Ваулин 1981]. Еще один - независимый - перевод того же вступления был, по-видимому, сделан американскими старообрядцами часовенного согласия и попал в СССР в конце 1980-х гг. [Агеева 1997: 11, 16; Соболева 1997; Покровский, Зольникова 2002]1.

Впрочем, к массовому распространению этой «компьютерной эсхатологии» в постсоветской России были, по-видимому, причастны афонские монахи, в частности схимонах Паисий Эзнепидис (1924–1994), известный также как старец Паисий Святогорец. Книги Мэри Рэлф были переведены афонцами на греческий язык [Мелетий 2001: 5–9] и, судя по всему, пользовались здесь большой популярностью. В 1987 г. Паисий написал брошюру «Знамения времен, 666», где, в частности, говорилось:

«За мирским духом современной «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, смятение и анархия, ведущая людей в тупик, к душевной и телесной катастрофе. Также и за совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение антихристу. <…> Прельстятся те, которые в толкованиях пойдут «от ума». И это тогда, когда знамения столь очевидны: компьютерный «зверь» в Брюсселе с числом 666 уже почти проглотил все страны. Карточка, удостоверение личности, «введение печати» что означают?

К сожалению, по радио мы следим только за тем, какая будет погода. <…> После же карточки и удостоверения личности, «компьютерного досье», чтобы лукаво подвести дело к печати, будут постоянно говорить по телевидению, что кто-то взял чью-то карточку и забрал из банка его деньги. С другой стороны, будут рекламировать «совершенную систему»: печать на руку или на лоб лазерными лучами, незаметную внешне, с 666, именем антихриста ».

Так или иначе в начале 1990-х гг. мы наблюдаем взрывообразное распространение русских текстов о докторе Элдемане и компьютере в Брюсселе (см.: [Ахметова 2010: 146–148]).

Впоследствии именно эта версия и ее позднейшие варианты войдут в «конспирологический канон» радикального православного движения против штрих-кодов, ИНН и электронных карт (см.: [Сержантов 2007; Beglov 2014: 123–126; Русселе 2015]). Более того, именно она, как мне кажется (наряду, впрочем, с некоторыми другими текстами преимущественно западного происхождения), послужила если не «триггером», то своего рода нарративным фундаментом этого движения, оказавшего довольно заметное влияние на идеологические и теологические дискуссии в рамках различных религиозных организаций - в том числе и РПЦ МП, которой неоднократно приходилось обсуждать «проблему» ИНН, СНИЛС, а также паспортов с электронными чипами на самом высоком уровне.

Какие общие выводы можно сделать из всей этой истории? Понятно, что в широкой типологической перспективе она не отличается особой новизной. Тема счета, манипулирования людьми и тотального контроля над человечеством со стороны зловещих и враждебных сил перед концом света имеет длительную историю в христианской эсхатологии. Не последнюю роль здесь играет и упомянутая 13 глава Апокалипсиса, оказавшая серьезное влияние на образ «печати Антихриста» как телесной метки. Если американские евангелики, а вслед за ними и современные православные рассуждают о лазерной татуировке, наносимой брюссельским компьютером, то русские крестьяне XIX в. отказывались от оспопрививания, считая его «антиевой печатью» [Иваницкий 1890: 120].

Вместе с тем мне представляются важными некоторые другие аспекты рассматриваемой темы. Во-первых, необходимо иметь в виду, что перед нами пример (думаю, что далеко не единственный) миграции сюжета, распространяющегося тем же образом, что и городская легенда. История о компьютере по имени Зверь мало отличается от тех форм, которые мы называем современными легендами, а ее де- и реконтекстуализация позволяет рассматривать ее в контексте «теории мемов» и концепции «вирусного распространения» сюжетов (см.: ). Более важно, однако, другое: для самых разных конфессиональных групп, существующих в различных частях света, этот конкретный текст работает как составная часть более общего эсхатолого-конспирологического метанарратива, чьи контуры и структура, возможно, не так уж размыты, как это может показаться на первый взгляд. «В одном пакете» с «эсхатологией контроля и манипуляции», например, распространяется религиозная гомофобия, чье довольно неожиданное и столь же взрывообразное появление в современной России также, по-видимому, надо объяснять американскими источниками.

Не останавливаясь на этой проблеме подробно, приведу лишь один пример. Речь идет о еще одном американском эсхатологическом тексте - книге «Видение» (“The Vision”, 1973), написанной пятидесятническим пастором Дэвидом Вилкерсоном (1931–2011), основателем нью-йоркской “Times Square Church”1.

С одной стороны, этот текст содержит вполне узнаваемое описание штрихового кодирования, которое потом попадет в историю о брюссельском компьютере:

«Я знаю, что восстановленная Римская Империя станет со временем могущественной базой для супермирового лидера, который появится, чтобы восстановить экономический порядок, и, несомненно, именно он создаст всемирную систему так называемых «живых кредитных карточек». На лоб и руку будут наноситься невидимые числа, которые смогут быть обнаружены только фотоскопическими приборами. Возможно, эти цифры будут распределены на три группы по 6 цифр в каждой: эти группы цифр будут располагаться друг от друга на расстоянии в ширину пальца. Этот «знак» будет поставлен каждому человеку, и ни один человек не сможет покупать или продавать без этой невидимой цифровой татуировки [Вилкерсон 1993]».

С другой стороны, значимой темой для эсхатологии Вилкерсона была грядущая социальная и моральная деградация западного мира (и в том числе самих Соединенных Штатов). Специальное внимание он уделял распространению сексуальной свободы, порнографии и гомосексуализма: В Библии сказано: «Как было во дни Лота, так будет и во дни Сына Человеческого» . В моем видении я видел вещи, которые заставляют меня бояться за будущее наших детей. Я говорю о диких блуждающих бандах гомосексуалистов, открыто нападающих на невинных людей в парках, на улицах и в угрюмых местах. Зверства этих содомских банд должны непременно придти. И хотя о них, возможно, не будут сообщать открыто, работники закона будут знать вполне о том, что происходит. <…> Существует только два препятствия, которые не дают гомосексуалистам открыто предаваться своему греху, - это непринятие их обществом и отвержение их церковью, согласно ее учению.

Точная цитата в синодальном переводе: «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17, 28–32).

Когда общество больше не будет критиковать их грех как противоестественный, но полностью примет и будет потворствовать им в их извращенности, и когда церковь больше не будет обличать гомосексуализм как грех, но начнет благословлять их сексуальную жизнь, тогда не останется никаких сдерживающих сил. Шлюзы откроются, и ободренные гомосексуалисты утвердятся в своем грехе. В моем видении я видел, что эти две преграды на их пути сметены. Если убрать то, что удерживает - последует хаос [Вилкерсон 1993]».

Очень похожие вещи мы найдем и в современной российской эсхатологии (как православной, так и протестантской). Здесь также «боязнь штрихкода» будет устойчиво сочетаться с моральными тревогами и гипертрофированной гомофобией».

Александр Панченко . Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах // Антропологический форум. №27.

Примечания

Подробнее о пророчествах Вилкерсона и их идеологическом контексте см.: .

Статьи по теме