Учимся писать скрипты правильно. Скрипты - это просто Как пользоваться программой для создание скриптов

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про способы составления скрипта продаж.

Сегодня вы узнаете:

  • Зачем нужен скрипт продаж;
  • Как составить скрипт продаж;
  • Как выглядит готовый сценарий.

Как правильно составить скрипт продаж

Телемаркетинг изо дня в день набирает большую популярность. Привлечение потребителей с помощью телефонных разговоров не требует больших затрат от компании и специфических знаний от сотрудников.

Виды скриптов

Существует достаточно большое количество классификаций скриптов, но мы разберем ту, которая представляет практическую ценность для его написания.

Будем различать скрипты:

  • Для розничных магазинов . Как правило, для продаж физических товаров в розницу достаточно всего одного скрипта, но он будет достаточно объемным: вам надо расписать все возможные варианты поведения потребителя. Проследите за тем, чтобы менеджер выучил шпаргалку, так как подглядывать у него не получится. Целью скрипта для розничных магазинов является продажа, причем здесь и сейчас.
  • Для сферы услуг и телефонных продаж . Этот скрипт предназначен для всех тех сфер бизнеса, где происходит при телефонном разговоре. Например, в парикмахерскую необходимо сначала записаться. Это могут быть как водящие, так и исходящие звонки (сценарии будут отличаться только началом). Цель такого скрипта – привести клиента в компанию. Такие шпаргалки необходимо писать для каждого сегмента отдельно. Они не должны быть длинными, телефонный разговор не должен занимать более 3-х минут.

Структура скрипта продаж

Любой сценарий состоит из пяти основных информативных блоков. Это скелет нашего скрипта, на него будут ложиться направляющие фразы.

  1. Приветствие . Вне зависимости от того, лично вы разговариваете с клиентом или по телефону, вы должны поздороваться. Кроме того, не забудьте представиться и узнать имя клиента. Это расположит его к дальнейшей беседе. Пример: “Здравствуйте! Меня зовут “имя”, как я могу к вам обращаться?”.
  2. Определение потребностей . Здесь менеджер должен более глубоко изучить потребности и проблемы клиента. При этом продавец уже должен иметь представление о том, что нужно потенциальному покупателю. Вопросы для уточнения могут быть следующими: «Вы подбираете костюм для работы или торжественной встречи?» , «Какого оттенка вы хотели бы рубашку?» .
  3. Презентация товара . На данном этапе менеджеру предстоит рассказать о продукте. При этом в презентации следует учитывать потребности клиента, которые мы определили на предыдущем этапе. Это значит, что в скрипте должно быть прописано несколько вариантов презентации товара (для каждой потребности, которую он может удовлетворить). Например, кто-то покупает занавески как дополнение к дизайну интерьера, а кому-то необходимо просто оградить себя от солнечных лучей по утрам. Презентации одного и того же товара в первом и во втором случае будут разными. Скрипт для личных продаж должен предусматривать возможные вопросы собеседника во время презентации. Например, менеджер описывает брюки: “Это легкие льняные брюки для жаркой летней погоды…” , клиент тут же задает вопрос: “Они сильно мнутся при носке?” . Менеджер должен быть готов прервать свою речь и ответить на вопросы о продукте. При этом скрипт должен содержать варианты вопросов и ответы на них.
  4. Ответ на возражения . Возникновение вопросов и возражений у клиента – признак того, что он заинтересовался вашим предложением. При личных продажах этап ответов на возражения начинается еще во время презентации товара. Это наиболее объемная часть скрипта. Она должна содержать все возможные вопросы клиента и ответы на них.
  5. Заключение сделки .

Пошаговая инструкция по составлению скрипта

Шаг 1. Сбор и анализ информации для составления скрипта.

Для того чтобы составить эффективный скрипт продаж, вам необходимо проделать следующую работу:

  • Определить цель разговора с клиентом . Это может быть продажа товара, получение контактных данных, ;
  • Составить портрет потребителя . Скорее всего, вы выделяли сегменты внутри вашей целевой аудитории. Теперь опишите каждый сегмент: выделите потребности, интересы, проблемы, определите средний доход, социальный статус, семейное положение. Вы должны вынести всю ту информацию, которая так или иначе влияет на покупательское поведение сегмента. В дальнейшем именно на этой информации будет строиться вариативность нашего скрипта.
  • Изучите приемы конкурентов . Можно прийти к конкурентам в качестве покупателя и посмотреть, как они продают. Запишите процесс на диктофон. В дальнейшем это вам позволит не допустить ошибок ваших соперников и воспользоваться успешными приемами.
  • Заставьте менеджера изучить продукт, который он будет продавать . Помните, что скрипт дает лишь направление диалогу.
  • Определитесь с гибкостью сценария . В том случае, если цель диалога – продать один конкретный продукт, то скрипт не будет отличаться гибкостью. В остальных случаях, сценарий будет представлять собой “рыбу”, которая не позволит менеджеру забыть сказать о наиболее важных моментах.

Шаг 2. Составление скрипта.

Лучше всего, чтобы составлением скрипта занялся ваш же руководитель отдела продаж. Скорее всего он знаком с наиболее эффективными приемами в разговоре с клиентами и ему будет несложно повторить их на бумаге.

Также автором сценария может стать любой сотрудник вашей компании. Для этого вам придется записать несколько десятков успешных продаж на диктофон, а затем законспектировать наиболее удачные ответы и возможные направления диалогов.

Сами продавцы тоже могут составить скрипт для себя. Но этот вариант подходит только для телефонных продаж. Для этого создайте электронную таблицу в любой удобной для вас программе.

Таблица должна содержать следующие столбцы:

  • Порядковый номер;
  • Номер телефона клиента;
  • Потребности/интересующие группы товаров;
  • Предыдущие покупки;
  • Информация о клиенте: имя, фамилия, дополнительные контактные данные;
  • Возражения и вопросы;
  • Соответствующие варианты ответов на вопросы и возражения;
  • Соответствующий ответ клиента;
  • Итог предыдущего контакта.

Этот способ подходит не только для составления нового скрипта, но и для оптимизации имеющихся. Позволяйте сотрудникам вносить коррективы в сценарий, но всегда обговаривайте причину этих изменений.

Кстати, какой должна быть длина скрипта? Запомните, что средняя продолжительность разговора продавца и покупателя при личных продажах составляет в среднем 5-8 минут, что соответствует 1 печатной странице реплик менеджера (12 шрифт). длятся не более 3-х минут, но в этом случае инициатива будет полностью у менеджера, реплики которого должны занимать не более ½ страницы. А вот подразумевают инициативность покупателя, поэтому объем выступления менеджера поместится на 1/3 части страницы.

Шаг 3. Оптимизация скрипта продаж.

После того как вы написали сценарий, его нужно протестировать. Совершите несколько десятков звонков, найдите пробелы и ошибки в вашем скрипте.

При написании без тестирования невозможно учесть большую часть ответов клиентов, обязательно в процессе разговора заносите в скрипт те варианты развития диалога, которые вы не учли. Их также нужно будет проработать.

Обратите внимание не те фразы, которые несколько раз приводили к срыву переговоров. Их необходимо исключить из скрипта.

Поправки в скрипт могут вноситься на всем протяжении его использования, но основная часть правок приходится на первые 2 месяца эксплуатации. Обязательно обсуждайте с вашими менеджерами проблемы, возникшие во время разговора с клиентом. Это позволит вам оптимизировать сценарий.

Инструменты для создания скриптов

Как уже говорилось раньше, можно создавать скрипты продаж в приложениях, позволяющих создавать таблицы. Например, Excel. Но в том случае, если ваш скрипт достаточно объемный (как правило, это ), табличный метод вам не подойдет.

Мы хотели бы предложить вам более удобную программу, которая создана специально для составления скриптов. Называется она HyperScript.

Преимущества программы:

  • Позволяет создать объемный скрипт, при этом все варианты развития событий будут перед глазами менеджера;
  • Позволяет вносить коррективы в режиме реального времени;
  • В том случае, если вы сами внесли поправку в скрипт, об этом будут проинформированы все ваши менеджеры. Скрипт автоматически изменится на обновленный в их гаджетах;
  • Позволяет работать поэтапно. Менеджеру необходимо лишь вносить в специальное поле ответы/возражения/замечания клиента и программа сама будет выдавать ответы для менеджера (если они, конечно, внесены в скрипт);
  • Позволяет отслеживать конверсию в режиме реального времени. Вы будете видеть все удачные и неудачные переговоры ваших менеджеров;
  • Позволяет выявить, на каком именно этапе происходит срыв большинства переговоров.

Пример скрипта

Напоследок приведем шаблон скрипта. Вы можете использовать эти фразы в своем сценарии.

Этап

Фразы

Знакомство

Добрый день! Меня зовут “А”, я представитель компании “Б”. Как я могу к вам обращаться?

Здравствуйте! Я “А”, ваш личный менеджер из компании “Б”. “Имя клиента”, верно?

Здравствуйте! У нас новое поступление “товар, который интересует клиента”, давайте я вам покажу/расскажу”

Выявление потребностей. Варианты вопросов.

Перед тем как задать вопрос, обоснуйте его.

Пример: “Вас интересует “товар”, давайте я помогу вам подобрать”.

Что бы вы хотели…?

Что вы думаете по поводу….?

Как часто….?

Что бы вы хотели получить от нашего сотрудничества?

Вас что-то смущает?

Презентация товара

Структура презентации товара выглядит следующим образом: “Свойство продукта и выгода, которую дает это свойство клиенту”.

Пример: “Это брюки из натурального льна, благодаря чему, вам не будет жарко даже в московском офисе”

Ответ на возражения/вопросы

Структура: “Да, но”, то есть мы сначала соглашаемся с клиентом, а потом приводим довод, нейтрализующий недовольство собеседника.

Пример:

Клиент: “Эти брюки быстро мнутся”;

Продавец: “Да, но они также быстро и легко разглаживаются даже при низких температурах. Для этого нужен только небольшой отпариватель, разгладить изъяны вы сможете прямо на себе, температура позволяет. Это очень удобно”.

Завершение

“Осталось лишь заключить сделку?”

“Оформляем?”

“Вы внесете сразу всю сумму?”

Общение с клиентом порой бывает весьма непростым. При этом менеджеру необходимо подвести собеседника к покупке. Над вопросом, как это сделать бились и продолжают биться как начинающие продажники, так и профи. Существенно облегчить процесс, поднять уровень отдела продаж на новую высоту помогут скрипты, предусматривающие разные повороты в разговоре с клиентом.

В этой статье рассмотрим, как написать алгоритм продаж.
Существует множество сторонних организаций, которые будут предлагать вам воспользоваться их услугами по созданию такого шаблона. Действительно, процесс его разработки своими силами может занять довольно продолжительное время, потребовать изрядного количества ресурсов. Но сам же эта работа, к которой на определенном этапе имеет смысл подключить всю команду, связанную с продажами, пойдет на пользу вашим сотрудникам.

Итак, почему лучше сделать это самостоятельно?

  • Вы, как никто, знаете свою компанию и сферу бизнеса
  • Отличная возможность для развития сотрудников
  • Детальный тестинг алгоритма

“Роботы” вместо людей?

Скрипты продаж вызывают много споров в профессиональной среде. Нужны они или нет? Главным аргументом против является чрезмерная автоматизация процесса, его “роботизированность”. С одной стороны, это может почувствовать клиент, с другой — сами сотрудники привыкают к шаблонным действиям, становятся менее изобретательными и даже говорят всегда одни и те же фразы.

Сторонники такого подхода приводят довод, связанный с повышением уровня продаж, а также качеством обслуживания клиентов. Разволновавшийся новичок-продажник может упустить из вида важные моменты. В итоге сделка сорвется или клиент останется недовольным вашим сервисом. Наличие алгоритма поможет разумно ответить на все вопросы и возражения

Теперь понимаем, что правило придерживаться золотой середины как нельзя лучше подходит для этой ситуации. Скрипт — алгоритм, который будет служить опорой для продажников. Однако не стоит полагаться только на него. Поняв, чего именно хочет конкретный клиент, можно пойти ва-банк и сделать такое предложение, от которого он уже не сможет отказаться.

Скрипт — это шаблон, по которому действует продажник. Имея такое подспорье, он будет чувствовать себя гораздо увереннее как в телефонном разговоре, так и при личном общении с клиентом.

Создание алгоритма — это своего рода формирование базы знаний, которая будет постоянно пополняться. Одним из главных преимуществ их использования является ускоренное введение в работу новых сотрудников. Однако не стоит заставлять продажников использовать скрипт от и до.

И руководителями, и самими менеджерами по продажам он скорее должен восприниматься как подспорье, а не директива. Никто не ограничивает свободу общения с клиентом, это лишь помощь, которая так часто бывает необходима.

Как написать продающий скрипт

Процесс делится на три основных этапа:

  • исследование
  • написание
  • тестинг

Исследование

Вы, конечно, уже все знаете о своей сфере деятельности, клиентах и конкурентах. Но создание скрипта продаж как раз станет отличным поводом эти знания углубить или может найти что-то новое.
На этом этапе вам предстоит влезть в шкуру клиента, чтобы понять, что может его интересовать в вашем продукте/услуге, какие действия с вашей стороны его раздражают. Углубиться в психологию клиентов здорово помогла бы запись телефонных разговоров. Так что если вы планируете создание скрипта, уже сейчас можете эту запись организовать. Только одно это совместное с командой прослушивание и последующий анализ услышанного помогут здорово продвинуться в технологии продаж.

Особое внимание обратите на сомнения и возражения, обход которых нужно обязательно включить в будущий материал. Продумайте, что, исходя из особенностей своего продукта/ услуги, скажет менеджер на “Дорого”, “Я пока только присматриваюсь”, “Еще подумаю” и т.д.

Отдельно распишите все преимущества продукта/услуги, разработайте новые формы для их позиционирования.

Написание

Структура скрипта диктуется привычным ходом разговора с клиентом.

  • Представление
  • Выяснение потребности
  • Презентация товара/услуги
  • Работа с возражениями
  • Сделка

Если речь идет о телефонном разговоре, то перед представлением и приветствием добавляется блок обхода секретаря. От его качества напрямую зависит, сможете ли вы подступиться к клиенту или он будет вечно “занят”.

Каким бы странным поначалу это не казалось, пропишите все фразы вплоть до приветствия и прощания. Некоторые фразы даже могут стать вашей фишкой, по которой будут узнавать компанию.

Набрасывая текст, помните, что это не диалог из какой-нибудь повести или романа. Здесь не место литературе, это пространство для живого языка.

Теперь возникает вопрос, как это все оформить, чтобы не запутаться, например, в ходе телефонного разговора.

Многие менеджеры составляют для себя план разговора. Делается это в ежедневнике или записной книжке. После обсуждения с командой у вас появится много бумажек со схемами. Оставлять все в таком виде, конечно, нельзя. Он только тогда и превратится в алгоритм, когда будет четко структурирован, понятен и удобен.

Часто для написания скрипта используются таблицы в Word или Excel. Это оправданно в том случае, если вы оперируете не слишком объемными фразами. Если же вы видите, что алгоритм получится объемным, лучше всего воспользоваться специализированным сервисом для его создания. Минус таких ресурсов в том, что для их применения потребуется заплатить.

Кроме того, существуют специализированные конструкторы, где заложено множество шаблонов вопросов и ответов. Вот здесь действительно за вас все делает робот. Сеть пестрит объявлениями типа “Создай продающий скрипт за столько-то минут”. Такие скриптогенераторы могут стать выходом, если вам немедленно потребовался алгоритм.

Но если вы действительно хотите прокачать команду, лучше пойти классическим путем и делать все самостоятельно, основываясь на имеющемся опыте.

Тестинг

Вы все написали и рветесь в бой. Не спешите. Предстоит еще процесс шлифовки. Сначала проверьте свое творение на менеджерах, других сотрудниках компании, затем пообщайтесь в прописанном формате с небольшими клиентами.

Момент отработки скрипта в игре очень важен не только для того, чтобы с ним освоились менеджеры, но и для того, чтобы выявить слабые звенья в вашей логической цепочке. Попросите других сотрудников сыграть вредных клиентов. Изучите, в какую сторону может уходить разговор. Дополните скрипт “антикризисными” ответами.

Правки и уточнения после тестирования однозначно появятся. И вот тут вспоминаем о сервисах, где можно все удобно записать Если вы ими воспользуетесь, то процесс редактирования алгоритма станет гораздо более удобным, а результаты сразу доступными всем менеджерам.

То, что скрипт будет постоянно развиваться, меняться, говорит не о вашей несостоятельности, а о том, что команда активно работает, пробует новые подходы.

По каким критериям оценивать написанное?

  • Насколько менеджерам комфортно разговаривать, используя написанные фразы
  • Удается ли удержать внимание клиента
  • Характер разговора, нет ли движения по кругу
  • Что вызвало негативную реакцию у клиента

Выводы

В заключение предлагаем вам еще несколько премудростей работы со скриптами продаж.

  • Внимательно следите за языком. Общение должно получиться живым.
  • Не пишите слишком большие текстовые блоки. Клиент не воспримет монолог.
  • Если вы говорите по телефону и читаете написанное, собеседник ни в коем случае не должен это почувствовать.
  • Индивидуализируйте скрипт под каждого менеджера. Это значительно упростит работу и привыкание к новому методу.

Как и все новое, это решение может не сразу прижиться среди менеджеров. Ломка неизбежна и в том случае, если это ваш первый алгоритм, и в том, ели вы просто его меняете. На этапе внедрения, если вы не хотите, чтобы все так и заглохло, а ресурсы оказались потраченными зря, следите, чтобы все использовали новый сценарий.

Будьте готовы к тому, что скрипт будет постоянно меняться. Чем больше новых клиентов будет у вас появляться, тем чаще будут вноситься изменения и дополнения в алгоритм работы.

Процесс разработки крайне трудоемкий и может занять длительное время, но результат не заставит себя ждать. В ваших руках окажется инструмент для работы не с гипотетической, а с реальной аудиторией.

toggle - простейший скрипт-выключатель.

toggle - это команда, с помощью которой можно создать самый простой скрипт-выключатель в игре.

Она работает только с переменными, имеющими диапазон значений 0 и 1 , т.е. с теми переменными, которые можно либо включить, либо выключить.
Также она работает с командами. Например, по умолчанию она используется для команд menu и console , это выглядит следующим образом:


  • bind ESCAPE "toggle menu " и bind ` "toggle console ".
Создается такой скрипт очень просто: перед любой переменной, имеющей диапазон значений 0 и 1 необходимо добавить toggle .

Например, если Вы хотите забиндить на клавишу включение/выключение вида оружия (cg_drawGun ), то это будет выглядеть так:

И, в зависимости от установленного значения cg_drawGun в Вашем конфиге, вид оружия при каждом нажатии клавиши X будет либо включаться/выключаться, либо выключаться/включаться.

Главный недостаток команды toggle состоит в том, что сфера ее применения очень узкая, и с ее помощью нельзя создать сложные скрипты. Для этого существуют другие команды, речь о которых пойдет ниже.

cycle - простейший скрипт для циклического переключения.

cycle - это команда, с помощью которой можно создать простой скрипт-переключатель в игре.

Эта команда работает с переменными, имеющими обширный диапазон значений, например, cg_FOV - изменение угла обзора, в котором значения могут варьироваться от 90 до 120 .

Создается такой скрипт сложнее, чем toggle , но все-таки тоже очень просто:

  • В начале, к выбранной Вами переменной (например, cg_FOV ) добавляется команда cycle .
    Получается так: "cycle cg_FOV "
  • Затем, после переменной добавляется диапазон значений, в пределах которых будет производиться переключение.
    В нашем примере будет выбран диапазон от 90 до 120 .
    Получается так: "cycle cg_FOV 90 120 ".
  • После этого добавляется значение, обозначающее шаг , с которым будет делаться переключение.
    В нашем примере будет выбрано значение 10 .
    Получается так: "cycle cg_FOV 90 120 10 ".

    Т.е. при каждом нажатии бинда с таким скриптом буде выполняться переключение cycle cg_FOV
    между значениями 90 120 с шагом 10 . Соответственно, будут циклично переключаться значения 90 , 100 , 110 , 120 .


Тем не менее, команда cycle , также как и toggle , не позволяет создавать сложные скрипты.
Для этого существует команда vstr , которая иногда работает в паре с командой wait .

+vstr - более сложный скрипт-переключатель, по принципу нажал/отжал .

Vstr - это команда, с помощью которой можно создать как простой скрипт (наподобие скриптов с командами toggle и cycle ), так и сложный скрипт, в котором будут выполняться сразу два действия.

Особенность этой команды в том, что скрипт с ее использованием будет работать по принципу нажал/отжал .

Т.е., пока Вы держите клавишу зажатой - выполняется команда 1 , когда Вы ее отпускаете - выполняется команда 2 .

Например, с помощью этой команды можно создать скрипт для изменения угла обзора - cg_FOV , чувствительности мыши - sensitivity и размера прицела - cg_crosshairSize .
Такой скрипт позволит менять в игре дистанцию для стрельбы на близкую и дальнюю (close и long).


  • Далее, мы напишем выполнение этих команд, поставив перед ними команду set - "выполнить".
    Получается так:

    set close
    set long


  • Далее, мы должны сделать так, что бы после выполнения команды close очередь переключалась бы на команду long и, соответственно, после выполнения команды long очередь переключалась бы на команду close .
    Т.е., чтобы команды выполнялись циклично.

    Делается это, как раз, с помощью команды +vstr .
    Получается так:

    "+vstr close long "

  • set close "cg_FOV 90 ; sensitivity 5 ; cg_crosshairSize 35 "
    set long "cg_FOV 120 ; sensitivity 3 ; cg_crosshairSize 45 "
    "+vstr close long "


Также Вы можете создать два отдельных файла, указать в них свои настройки и прописать их выполнение в скрипте.

Такой вариант является более предпочтительным, если в Вашем скрипте содержится много переменных и команд.

В данном примере будут созданы файлы close.cfg и long.cfg .
В них мы поместим переменные, значения которых будут изменяться.


  • В файл close.cfg мы поместим следующие значения переменных:
    cg_FOV 90
    sensitivity 5
    cg_crosshairSize 35

  • А в файл long.cfg , соотвественно, мы поместим другие значения переменных:
    cg_FOV 120
    sensitivity 3
    cg_crosshairSize 45
Теперь, в свою очередь, файлы close.cfg и long.cfg мы поместим в папку etmain или в любую другую, созданную Вами подпапку.

Примечание: подробнее об этом смотрите в разделе Создание конфига -> autoexec.cfg .

А в скрипте пропишем выполнение этих файлов, выглядит это так:

vstr - более сложный скрипт-переключатель, по принципу нажал/нажал еще раз .

vstr - это команда, с помощью которой можно создать как простой скрипт (наподобие скриптов с командами toggle и cycle ), так и сложный скрипт, в котором будут выполняться сразу несколько действий.

Также, в скрипте с использованием команды vstr можно прописать выполнения более чем двух команд, чего нельзя сделать при помощи команды +vstr .

В отличии от команды +vstr , скрипт с ее использованием будет работать не по принципу нажал/отжал , а по принципу нажал/нажал еще раз .

Т.е. при первом нажатии клавиши будет выполняться команда 1 , при втором - команда 2 , при третьем - 3 и т.д., в зависимости от количества команд в скрипте.

Например, можно сделать скрипт изменения угла обзора для трех дистанций: close ,middle и long .

Создается такой скрипт следующим образом:


  • Далее, также как и в примере с +vstr , мы напишем выполнение этих команд, поставив перед ними команду set - "выполнить".
    Получается так:

    set close
    set middle
    set long


  • Далее, мы должны задать цикличность выполнения команд при помощи команды vstr .

    Для начала, необходимо придумать название для команды, которая будет запускать этот цикл.
    В нашем примере - это будет range .

    Теперь пропишем выполнение этой команды после выполнения каждой из команд close , middle и long .
    Выглядит это так:

    set close "cg_FOV 90 ; sensitivity 5 ; cg_crosshairSize 35 ; set range "
    set middle "cg_FOV 105 ; sensitivity 4 ; cg_crosshairSize 40 ; set range "
    set long "cg_FOV 120 ; sensitivity 3 ; cg_crosshairSize 45 ; set range "

  • Теперь добавим команду vstr и названия команд, которые будут чередоваться при помощи команды vstr .
    Получается так:


  • Теперь пропишем: с какой команды должна начинать выполнять чередование переключений команда range при помощи команды vstr .

    Выглядит это так:

    set range "vstr close "

    Т.е. чередование команд будет начинаться с команды close .

    В итоге, скрипт выглядит так:

    set close "cg_FOV 90 ; sensitivity 5 ; cg_crosshairSize 35 ; set range vstr middle "
    set middle "cg_FOV 105 ; sensitivity 4 ; cg_crosshairSize 40 ; set range vstr long "
    set long "cg_FOV 120 ; sensitivity 3 ; cg_crosshairSize 45 ; set range vstr close "
    set range "vstr close "

  • Теперь осталось только привязать команду range к бинду и наш скрипт готов.

    Выглядит он следующим образом:

    set close "cg_FOV 90 ; sensitivity 5 ; cg_crosshairSize 35 ; set range vstr middle "
    set middle "cg_FOV 105 ; sensitivity 4 ; cg_crosshairSize 40 ; set range vstr long "
    set long "cg_FOV 120 ; sensitivity 3 ; cg_crosshairSize 45 ; set range vstr close "
    set range "vstr close "
    bind X "vstr range "

    wait - задержка выполнения скрипта.

    wait - это команда, приостанавливающая выполнение скрипта.

    Некоторые скрипты требуют промежутков времени между выполнениями своих команд. Команда wait устанавливает такой промежуток времени.

    Единицей значения wait является FPS/2 . Т.е. задержка, устанавливаемая этой командой исчисляется в FPS , поделенных на 2 .

    Другими словами, команда "wait 76 " приостановит выполнение скрипта на 38 кадров.

    Примечание: 20 FPS примерно равно 1 секунде.

    Использование этой команды, например, необходимо для создания скрипта автоматического бросания страйка при выборе weaponbank 5 (маркера), с последующим переключением на weaponbank 3 .

    Выглядит такой скрипт следующим образом:

    Поскольку между выбором маркера (weaponbank 5 ) и его выбрасыванием (+ attack ) в игре проходит определенный промежуток времени, то его необходимо задать в скрипте, иначе команда "бросить" (+ attack ) выполнится раньше, чем она станет доступна для выполнения в игре и, соответственно, скрипт не сработает.

    Примечание: в каждом отдельном случае значение wait для скрипта необходимо подбирать опытным путем, пытаясь найти минимальное значение, при котором скрипт будет работать.

    echo - отображение на экране игрока информационных сообщений.

    echo - это команда, с помощью которой можно отображать в окне всплывающих сообщений (numpopap ) текст, написанный Вами.

    Эта команда используется в скриптах и биндах для того, чтобы можно было наглядно видеть какой скрипт или действие выполняются.

    Например, мы можем использовать эту команду в нашем скрипте для изменения угла обзора.
    Берем скрипт:



    • set long "exec long.cfg "
    Добавляем к командам close и long команду echo :

    • set close "exec close.cfg ; echo "
      set long "exec long.cfg ; echo "
      bind X "+vstr close long "
    Теперь добавляем текст, который будет сообщать о том, что угол обзора переключен либо на ближнюю, либо на дальнюю дистанцию:

    • set close "exec close.cfg ; echo cg_FOV 120 "
      set long "exec long.cfg ; echo cg_FOV 90 "
      bind X "+vstr close long "
    Далее можно раскрасить текст, используя индекс ^ и любой символ, обозначающий цвет:
    Получается так:

    • set close "exec close.cfg ; echo ^3cg ^0_ ^3FOV ^1120 "
      set long "exec long.cfg ; echo ^2cg ^0_ ^2FOV ^190 "
      bind X "+vstr close long "
    В итоге, когда мы переключаем команды скрипта, на экран выводятся сообщения об этом:

    say - сообщение информации другим игрокам.

    say - это команда, при помощи которой можно сказать что-либо другим игрокам.

    Эта команда имеет 3 вариации:

    В скриптах и биндах эта команда используется для того, чтобы сообщить другим игрокам (обычно из своей команды) важную информацию.

    Например: изменение места респауна, смену класса игрока, сообщение времени респавна соперника и т.д.

    Используется эта команда также как и команда echo :

    • В начале к выбранному Вами бинду, действию или команде добавляется команда say или ее вариации.
    • Затем добавляется и раскрашивается текст.
    • В итоге, когда мы переключаем команды скрипта, в чате отображаются указанные Вами сообщения, которые видят или все игроки, или только игроки Вашей команды, в зависимости от выбранного варианта команды say .

    play - звук переключения команд скрипта.

    play - это команда, при помощи которой можно проигрывать определенный звук.

    В скриптах и биндах эта команда используется для того, чтобы при переключении команд скрипта, проигрывался звук переключения (короткий щелчок).

    Есть несколько видов звуков, которые используются в скриптах:

    • sound/menu/select
    • sound/menu/filter
    • sound/misc/am_pkup
    Все эти звуки являются простыми, короткими звуками переключения, и соответсвенно, прописав проигрывание такого звука к Вашему действию, Вы будете слышать, когда оно происходит.

    Например, мы можем добавить такой звук в наш скрипт для изменения угла обзора.
    Берем скрипт:


    • set close "exec close.cfg "
      set long "exec long.cfg "
      bind X "+vstr close long "
    Добавляем команду play к бинду, на который "повешен" скрипт:

    • set close "exec close.cfg "
      set long "exec long.cfg "
      bind X "+vstr close long ; play "
    Добавляем звук, который будет проигрываться, например: sound/menu/select :
    Получается так:

    Теперь, при каждом нажатии бинда с Вашим скриптом, будет проигрываться звук переключения.

    Примечание:
    Cтоит заметить, что Вы можете проиграть таким образом любой звук, когда либо воспроизводимый в игре. Путь к этим звукам: <путь к игре>/etmain/pack0.pk3/ ~sounds
    (pack0.pk3 открывается архиватором (например Winrar"ом), ищется папка sounds)

    Только помните: любое изменение этого архива (косвенное и не косвенное) повлечет за собой нарушение MD5, в следствие чего Вы не сможете играть на серверах.
    Поэтому данная информация носит в себе чисто "информационный характер". Лучше разархивировать и изучать копию.

    Пример: bind MOUSE4 "kill; forcetapout; play sound/player/gib.wav"
    Теперь, киляясь, Вы будете слышать звук гибания.

    Зачем это надо и что это дает? Это дело вкуса и фантазии... Нужно для удобства и комфортабельности. И уверяю Вас, немного подумав, пользу из этого извлечь можно.

    (учебный курс для начинающих)

    ВВЕДЕНИЕ

    Основная цель курса: это научится писать скрипты в Интернете для самых различных прикладных задач и обучения. Скрипт (сценарий, диалог) - это своего рода тренажер в котором можно проследить:
    - какие данные поступают с возможностью их изменения,
    - какие параметры вычисляются,
    - взаимосвязь входных и выходных параметров по характеру выводимых графиков,
    - расчленить задачу на ее составляющие с построением гиперсечений,
    - зайдя в коды скрипта, прочитать математический код задачи,
    - благодаря объектно-ориентированному принципу программирования (методов) привлечь для работы в скрипте другие программы,
    - организовать работу скриптов с базами данных и номограммами,
    - организовать выход из скрипта в другие мощные прикладные системы (например, систему "Вектор"), где более профессионально решить задачу и, если надо, вернуться на новом качественном уровне.

    То, чем сказано выше подкрепляется результатами проделанной работы на страницах сайта:
    150 скриптов , Ноу-Нау , изучением учебных дисциплин с тест-картами контроля и обучения.

    Задача настоящего курса - это с помощью разных методик: пассивных (для ленивых, занятых), активных, творческих - научиться писать скрипты.

    Начальное обучение:
    - чтение (знакомство) со справочной (help) информацией,
    - простая механическая "набивка" тестов (листингов) скриптов - такая форма освоения написания скриптов полезна и ее не следует избегать.
    - отладка набранных текстов скриптов - здесь уже придется проявить терпение, настойчивость и пытливость к тому, чтобы скрипт у вас "заработал".
    - анализ действующих скриптов - в тест-картах обучения и контроля: с помощью вопросов сделать анализ - что делает скрипт.
    - написание скрипта не механически, а по поставленной задаче,
    - и наконец, написание личного скрипта или скриптов, - это уже будет высший пилотаж и, если вы это сделали, то можете скрипт смело подавать на конкурс.

    С чего начинать писать скрипты?

    Во-первых, разберемся, что такое вообще скрипт?
    Скрипт - это сценарий (диалог, макрокоманда) .

    Сценарий включает всё: и задание входных и выходных параметров, выполнения действия (диалог), просмотр информации в цифровом и графическом видах, звуковое и видео-сопровождение, объединенные одним словом – в мультимедиа и т.д.

    Как создавать скрипты?

    Существует множество программ, с помощью которых можно писать скрипты, причем они с одним общим свойством - они пишутся для Интернета. Работа же с Интернетом (просмотр Web-страниц и т.д) осуществляется броузером - программой, пригодной для просмотра HTML-файлов. Таких программ много, но самая распространенная Microsoft Internet Explorer - она стоит на каждом компьютере и поэтому о других начинающему знать не надо. Другое важное свойство броузеров, что они могут не только просмотреть HTML-файлы, но и производить их отладку, причем не в Интернете, а локально за компьютером, не подключенном к Интернет.

    Самая простая страница (считай самый простой скрипт) создается помощью система HTML, которая есть не что иное, как основанная на тексте, кодовая система, используемая для того, чтобы сообщить броузеру (в нашем случае Internet Explorer) каким образом следует отображать информацию. Есть много готовых систем, позволяющих создавать HTML-файлы, в которые пользователю, в принципе, не надо и влезать. Однако, чтобы работать с JavaSсript - где без написание сценариев уже не обойтись - умение работать с текстом, созданием таблиц, размещением в них других таблиц, входных и выходных переменных, формирование кнопок "Выполнить", "Изобразить" и т.д. - знание элементарных кодов HTML и элементарное умение работать с ними необходимо. При изучение для этого, в принципе, достаточно одного урока – потом используйте Help .

    Однако для написания же полноценных скриптов, требуется что-то еще.
    И этим «что-то» еще является полноценная программа написания скриптов JavaScript , без которой невозможно создать скрипт (считай- и Web-страницу). Здесь уже необходимы знаниям и умения по всей программе. Написано огромное множество скриптов, к сожалению все они для Web -страниц в чистом виде, и почти нет для инженерных, художественно-творческих и тем более бытовых.
    Правда, готовые скрипты можно использовать и в качестве шаблонов, или какой-то части вашего скрипта, но все это требует корректировки, на которую уйдет больше времени, чем на написание нового скрипта.
    Изучение JavaSript является не сложным делом и даже начинающие программисты смогут объединить вместе несколько сценариев, способных поразить не только друзей, но и вас самих.

    Графика

    Можно было бы не ставить вопрос о том, как научиться писать скрипты. В Интернете
    и на прилавках магазинов представлено огромное количество книг, пособий и программ, CD-дисков - если бы не их слабое место - там нет (или почти нет) возможности работать с векторной графикой!
    Причина в том, что векторная графика с одной стороны еще не под силу Интернету, а с другой - прикладные программы с векторной графикой ориентированы на профессиональные задачи проектирования и изготовления, еще не решают задачи, которые ставит Интернет и, в частности, скрипт-программирования.
    Продолжение следует…

    Скрипт (scripting language - в переводе с английского «язык сценариев») - это высокоуровневый язык программирования, который был разработан специально для написания сценариев - кратких инструкций к выполнению системой определенных действий. Скрипт - это программа, которая имеет дело с готовыми программными компонентами. Главным образом, скрипты применяются для создания диалога с читателем гипертекста, а также для снабжения сайтов разными «фишками»: например, всплывающими советами или счетчиками посещений. Скриптом также называется программа, которая автоматизирует какую-либо задачу ПК, например, настройку параметров прокси-сервера.

    С чего начать?

    Вопрос о том, как научиться создавать скрипты, по сути равнозначен вопросу - как научиться программированию. Во многих источниках в сети можно найти статьи под заголовком «Как создать скрипт», которые начинаются словами - «Сделать это очень просто и это может каждый….». Но, на самом деле, утверждение это весьма сомнительное. Главная проблема заключается в необходимости изучения массы команд и внутренних особенностей языка. Простенький скрипт, конечно, можно создать по шаблону, коих в сети просто масса. Здесь, и правда, справится любой. Например, вы можете прямо сейчас открыть «Блокнот» и напечатать следующий текст:

    • WScript.Echo("Привет!");
    • text = "";

    Теперь нужно сохранить файл с разрешением.js. Как запустить скрипт? Просто кликаем два раза мышкой по созданному файлу, и вуаля - появляется классическое окно уведомлений Windows с текстом «Привет!». Вы можете нажать на «крестик» или клавишу «ОК» и закрыть скрипт. Дополнительные сведения читайте в нашей статье . Таким образом, вы написали скрипт и можете даже теперь создавать такие окна уведомлений с любыми надписями, однако вы совершенно не понимаете, что означают команды, вы просто их копируете. Если перед вами встанет задача, чтобы при нажатии на кнопку «ОК» появлялось какое-то меню, вы окажетесь в полной растерянности. Если вы хотите именно писать скрипты, а не копировать их, вам потребуется, прежде всего, выучить синтаксис и структуру языков сценариев.

    Языки сценариев

    Языки сценариев можно поделить на четыре класса:

    • командно-сценарные. Наиболее известный - JCL. Эта группа языков служит для управления заданиями в операционных системах. Языки были созданы в 1960-х, но сегодня с ними мало кто работает.
    • прикладные сценарные. К ним можно отнести популярнейший JavaScript. Эта группа языков работает в клиентской части программного обеспечения. Неплохие уроки по JavaScript можно найти .
    • языки разметки, позволяющие встраивать теги в обычный текст для структурирования и определенного динамического поведения. Наиболее известен PostScript, изучаем его .
    • универсальные языки, больше всего подходящие для программирования веб-пространства. Самый популярный - Tcl, вникаем в его синтаксис .

    Неплохие шаблоны скриптов вы можете найти на сайтах - webnav.ru и besttemplates.ru .

    Установка скрипта

    Как устанавливать скрипты на сайте? Программы, с помощью которых пользователь конструирует сайт, могут различаться интерфейсом, однако общая схема выглядит так:

    1. Закачиваем на сайт файл скрипта в разрешении ftp;
    2. Устанавливаем в настройках безопасности право на запуск скрипта;
    3. Запускаем инсталляционную форму и заполняем необходимые данные;
    4. Проводим дополнительную настройку скрипта в панели управления.
Статьи по теме