Широкоугольный объектив — для чего нужен фотографу. Съемка широкоугольным объективом: советы и приемы Компактная камера с широким углом

Долгое время я снимала на зеркалку (сначала — Canon 350D, сейчас — Canon 7D) с объективом 17-85 IS USM. Этот объектив в плане диапазона фокусных расстояний меня практически устраивал. Но немного не хватало широкого угла.

К широкоугольным объективам присматривалась долго. И главное, на первом этапе, пожалуй был не вопрос, объектив какой марки предпочесть, а нужен ли мне вообще широкоугольник. Изначально я предполагала, что буду изредка снимать им пейзажи, и потому не буду использовать его часто.

Потом встал выбор, какой же объектив приобрести. Кандидатов было два: Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM и Tokina AF 12-24 mm f/4 AT-X 124 PRO DX II. Читала форумы, спрашивала у знакомых. В результате остановилась на Токине — многие писали, что качество картинки у нее лучше, чем у Кэнона, а цена ниже. Детально сравнивать картинки я не стала, Токина больше пришлась по душе.

Описание объектива Tokina AF 12-24 mm f/4 AT-X 124 PRO DX II

Одно из основных несчастий кропфактора, свойственного большинству цифрозеркалок – расширение угла зрения объектива. Полтинник оказывается ближе к портретнику, универсальный 28-200 предлагает короткий конец на 42, что неудобно – даже мыльницы начинают свои диапазоны с примерно 35, а широкоугольный 17-35 превращается в полустандартный 25-52 с недостаточным для удобной работы диапазоном.
Практически все производители фотографической оптики в последнее время начали производство объективов для цифровых камер, с учетом кропфактора. Это не очень удобно для неискушенного покупателя, который может не знать, что буква другая в названии объектива говорит о том, что им нельзя пользоваться на пленочной технике. Но зато пользователи цифрозеркалок смогут полностью насладиться удобным диапазоном зума и прелестями широкого угла. Эти объективы еще и несколько дешевле полнокадровых аналогов, так как у них меньше диаметр линз, несмотря на то, что традиционно DXы собираются в тех же корпусах.
Японская корпорация Tokina, третий по популярности независимый производитель фотообъективов после Sigma и Tamron выпустила объектив Tokina ATX 124 DX 12-24mm f/4 AF PRO. Это первый неполнокадровый объектив Tokina. Зум в пересчете на полный кадр – 1836. По всей видимости, этот диапазон выбран исходя из близости к популярному и давно зарекомендовавшему себя интервалу 1735. Объектив предназначен только для цифровых камер Nikon D100, D70, D70s, D50, D80, D200, и, также проф. моделей фирмы с поддержкой DXобъективов. Интересно, что, по слухам, объектив оказался не хуже своего никоновского вдвое более дорогого близнеца, а по некоторым отзывам – даже лучше. Минимальная дистанция фокусировки – 30 см, что приятно, так как позволяет сделать драматические, уходящие вдаль кадры.
Резьба под фильтр 77 мм.
Нам он удачно достался для проверки вскоре после его появления на мировом рынке, и мы удачно совместили тестовую съемку этим объективом с тест-драйвом автомобиля «Хаммер».
Прежде всего, несмотря на то что объектив не позиционируется как Hi-End, по ощущениям он вполне «взрослый». Хорошо ложится в руку, быстро и бесшумно фокусируется, зум мягкий, как у более солидных собратьев.
Разумеется, присутствуют искажения. Но заметны они только на коротком конце (появляется характерная для широкоугольников «бочка»), на длинном – геометрия практически идеальная.
Известно, что многие объективы, главным образом содержащие линзы с высоким коэффициентом преломления, которые часто используются в широкоугольных зумах, могут искажать цвета. Скажем, Sigma 1735 откровенно «желтит». Данный же объектив дал чистые и правильные цвета, не вызывающие претензий к стеклу.
Широкий угол в применении к цифрозеркалке оказался весьма кстати – кропфактор в сочетании с широким углом дал изумительную глубину резкости, так что и передний и задний планы одинаково хорошо проработаны даже на рискованных кадрах.
Еще одно достоинство, которым мы, правда, не воспользовались – объектив достаточно мал по размерам, поэтому вспышкой можно было бы пользоваться на любом зуме и на любой дистанции, он не загораживает поля зрения на минимальной дистанции фокусировки.
На 12миллиметровом зуме при полностью открытой диафрагме углы слегка (очень слегка) замылены, но уже на 5,6 это почти незаметно, а на 8 картинка сияет чистотой и резкостью.
Виньетирования практически нет даже на коротком конце. Нам удалось его обнаружить на 12миллиметровой, но только при помощи специальных ухищрений на компьютере.
Блики от солнца, конечно, имеют место при съемке против света, но не сильные. Бленда помогает, но, так как это широкий угол, больше поможет рукав или шапка.
Итог: отличный объектив, лишенный многих недостатков, свойственных ему подобным, мы с радостью и удовлетворением рекомендуем его широкому кругу счастливых обладателей цифрозеркалок.

Единственное, что огорчило после покупки — то, что у кэноновского рав-конвертора Photo Digital Professional не было этого объектива в базе и, соответственно, нельзя было автоматически поправить дисторсию и хроматические аберрации. Это было причиной, почему я перешла на обработку фото в Lightroom.

Фотографии, снятые на широкоугольный объектив

Впервые я его опробовала во время зимней поездки по маршруту — — — — . Присоединив объектив к фотоаппарату, я уже не меняла его, настолько мне понравилась его работа. Затем я сполна оценила его во время поездки в . И, наконец, во время посещения Музея Тропинина и прогулки по Замоскворечью.

Конечно, к широкоугольнику пришлось привыкать и постоянно держать в уме те искажения, которые он неизбежно вносит в кадр. Думаю, при съемке им обработка фотографии в графическом редакторе становится почти обязательной, чтобы убрать дисторсию, ХА и подправить перспективу. Зато появилось много возможностей, о которых я даже не подозревала.

Широкоугольник оказался незаменим в городской съемке. Если раньше я часто не могла сфотографировать здание целиком, а отойти подальше не было возможности, то с помощью широкоугольника эта проблема была решена полностью.

Можно сравнить два кадра, сделанные практически из одной точки (разница есть, но небольшая). В первом случае я снимала на объектив 17-85 мм. Огромный храм Николая Чудотворца в Рогачёве полностью не умещался в кадр.

Во втором случае со мной был широкоугольник. Более того, у меня остался еще запас, чтобы при обработке поправить перспективу и выправить вертикали, которые неизбежно заваливаются при таком ракурсе.

Или фотография Николо-Пешношского монастыря. Удалось уместить в кадр практически весь участок стены. Со стандартным объективом такое было бы невозможно.

Порадовал объектив и на узких городских улицах. Ниже фотографии, снятые на 12 мм:

Стоя на тротуаре, удавалось сфотографировать дом рядом, на этой же стороне улицы.

Дом на Театральной площади, Кимры

Дверь в здании Городского архива, Кимры

Деревянный дом по ул.Кирова, Кимры

Храм Успения Богородицы в Казачьей слободке, Москва

Жилой комплекс «Дипломат», Москва

Храм великомученицы Екатерины на Всполье, Москва

Здание «Росатома», Москва

Лазарет с церковью Марфы и Марии, Марфо-Мариинская обитель, Москва

Дома по Большой Ордынке, Москва

Усадьба Ольгово, Конный двор

Если хотелось что-то приблизить, чтобы показать какие-то архитектурные детали, выход тоже нашелся: снимать на 24 мм, а потом при необходимости вырезать кусок кадра (конечно, тогда должно стоять максимальное разрешение):

Двери деревянного дома по ул. Кирова, Кимры

Козырек над входом в дом по Большой Ордынке, Москва

Деталь дома на Большой Ордынке, Москва

А еще очень интересными получаются всякие вертикали: они кажутся еще выше и словно уходят в небо:

Памятник Ленину и аванпорт канала имени Москвы, Дубна

Колокольня храма Успения Богородицы в Казачьей слободке, Москва

Ну и, конечно, классика жанра — пейзажи:

Аванпорт канала имени Москвы, Дубна

Правда, пока погода к их съемке не особо располагает.

Я даже не ожидала, что буду пользоваться широкоугольным объективом так часто. Кстати, он великолепно подходит и для съемки в музеях, но об этом расскажу позже. Поэтому, думаю, в кофре фотографа-путешественника широкоугольник должен быть обязательно.

(function (w, d) { var host = "widget.admitad.com"; var js, id = host.replace(/[^a-z0-9]/g,""), ref = d.getElementsByTagName("script"); if (d.getElementById(id)) {return;} window._adwid_config = {host: host}; js = d.createElement("script"); js.id = id; js.async = true; js.charset = "utf-8"; js.src = "//" + host + "/js/widget.js?r" + ((new Date()).getTime()/3600000|0); ref.parentNode.insertBefore(js, ref); }(window, document));

PS. Конечно, мы говорили о широкоугольнике применительно к фотоаппаратам с кроп-матрицей.

© Мария Анашина, сайт

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Статьи и Лайфхаки

Читая характеристики установленной в смартфоне камеры, нередко мы можем встретить упоминание о том, что объектив в ней широкоугольный.

Почти всегда это относится к , за последние пару лет превратившимся в устойчивый тренд даже на бюджетных моделях.

С другой стороны, далеко не всегда речь идет о «родной» оптике девайса: вполне может иметься в виду специальный аксессуар. Постараемся разобраться во всём ворохе информации, связанном с данным вопросом.

Зачем вообще нужен широкоугольный объектив

Основное предназначение такой оптики – получение панорамных снимков.

Навскидку можно назвать несколько областей, в которых подобная оптика просто незаменима :

  • Съемка интерьеров помещений: музеев, магазинов, выставок.
  • Получение качественных снимков архитектурных сооружений.
  • Фотографирование пейзажей, ландшафтов.
  • Фото масштабных мероприятий: концертов, спортивных состязаний, народных гуляний.
То есть, любая ситуация, когда требуется захватить в кадр как можно больше деталей.

К сверхширокоугольным относятся специализированные объективы под названием «рыбий глаз» или фишай (fish eye). Благодаря неисправленной дисторсии с их помощью можно получать эффект «круглого» изображения пространства.

Основные параметры

Ключевой характеристикой объектива, определяющей угол его обзора, является . Однако для смартфонов она не слишком критична, поскольку в них по умолчанию устанавливается оптика с постоянным коротким фокусом: 27-35 см.

Поэтому, если для фотоаппарата широкоугольным считается объектив с углом поля зрения от 52° до 82°, то в мобильных устройствах эта величина куда выше: 100 – 120°.

Для панорамной съемки, особенно в закрытых помещениях, очень важна хорошая светосила. Именно поэтому она в широкоугольниках обычно существенно выше, чем в «телескопах»: f/1,7-1,8 против f/2,0-2,4.

В двухмодульных камерах


Использование двух модулей с различными характеристиками до определенной степени решило проблему фиксированного фокусного расстояния в объективах мобильных девайсов.

Наиболее распространенным в современных качественных гаджетах является сочетание двух модулей: широкоугольного с высокой светосилой и телескопического, у которого апертура поменьше.

Причем основным в большинстве случаев является именно широкоугольник, угол обзора которого может достигать 125°. В результате разрешение сенсора телевика в бюджетных аппаратах может быть существенно меньше, чем у «ширика».

Любителям селфи


Угол обзора может быть весьма критичен для поклонников селфи, понятно, что в данном случае он относится уже к .

С одной стороны, объективы с широким углом позволяют захватить как можно больше интересных деталей фона, на котором производится съемка: деталей строения, природного ландшафта и т.п.

С другой – в кадр может «поместиться» сразу несколько человек, что очень актуально в больших компаниях.

При этом необходимо помнить о глубине резкости, поскольку в противном случае можно получить незапланированный . Обычно эта проблема решается с помощью автофокуса, но иногда приходится и поковыряться в настройках.

Съемные объективы


Чтобы компенсировать недостатки смартфонной оптики, для мобильных устройств создан аксессуар, представляющий собой насадку, закрепляемую непосредственно на корпусе гаджета. Он еще известен как Clip Lens.

В комплект подобной «прищепки» входит несколько различных объективов, которые можно быстро заменять применительно к конкретной ситуации. Среди них обычно имеется и широкоугольный.


Следует сказать, что качество полученных с использованием таких насадок снимков существенно страдает: возникают искажения, теряется резкость по краям.

Но во многих случаях можно получить эффекты, принципиально недоступные штатной оптике мобильных девайсов, как, например, тот же «рыбий глаз» или макросъемка.

В заключение

С каждым годом камеры мобильных устройств становятся всё совершеннее. Разработчики прилагают максимум усилий, чтобы обойти ограничения, накладываемые на оптику габаритами.

Это делает возможность получения качественных панорамных снимков чуть ли не в любых условиях.

Особенный прогресс в этом отношении был достигнут с широким распространением двойных камер, снявших ультимативное требование универсальности оптики объектива.

Ведь, как известно, универсальный инструмент делает очень многое, но одинаково плохо. Как следствие, пользователям гаджетов теперь не приходится выбирать между углом обзора и масштабом изображения.

Настало время затронуть не менее важную часть – объективы. Наверняка, каждый из вас задавался вопросом, для чего нужен широкоугольный объектив? Именно в этой статье я расскажу о его предназначении, особенностях и случаях применения.

Для начала нужно разобраться, что такое широкоугольный объектив. Как правило, широкоугольным объективом или, как говорят фотографы, «шириком» принято считать комплект линз, фокусное расстояние которых находится в пределах 24-35мм, что справедливо для . Для кроп-матриц параметр будет несколько большим, причём зависит это от , о котором вы уже могли прочитать ранее.

Объективы со сверхшироким углом по концепции напоминают рассматриваемые в статье, однако, назвать их однотипными нельзя. Связано это с кардинально различающимися результатами при работе с каждым из типов. Здесь же стоит отметить, что сверхширокий угол связывают с «бочкообразной» аберрацией, а чем короче фокусное расстояние – тем сильнее она проявляется.

Если же говорить о сухих цифрах, то сверхшироким принято считать объектив с фокусным расстоянием 14-21 мм.

Применение

Неопытные фотографы часто не понимают, как профессионалы пользуются широкоугольными объективами. Сразу стоит отметить, что новичок не всегда может правильно поставить перед собой задачу и, как следствие, не полностью раскрыть потенциал аппаратуры.

Так вот, первые обычно используют рассматриваемый в статье тип линз из-за отсутствия возможности отдалиться от снимаемого объекта. Профессионалы же используют их для приближения. Иначе говоря, последние не планируют максимально отдаляться от предмета.

Происходит всё из-за того, что только опытный фотограф знает об одной из главных особенностей: широкоугольные объективы обладают специальными линзами, из-за которых основной объект может казаться слишком большим, а фоновые – слишком маленькими. Если говорить проще, то ширики косвенно искажают реальность, что иногда бывает крайне полезно.

Перспектива

Сейчас стоит поговорить поподробнее об этом параметре. Чаще всего, пользователи играют именно с перспективой для получения интересного результата. Описанная выше особенность связана именно с перспективой. Наиболее наглядно эту особенность показывает следующие изображения:

Итак, почему же реальность искажается косвенно? Дело в том, что сам по себе ширик перспективу особо не меняет. Здесь всё зависит только от фотографа, а если точнее – от его расположения относительно снимаемого предмета. Если максимально приблизиться к нему, то остальные объекты будут казаться слишком маленькими.

Для чего это нужно? Чаще всего эта особенность применяется для лучшей демонстрации снимаемого предмета с сохранением красивого фонового изображения. На прикреплённом ниже фото видно, что лодки получились несоразмерно большими, если сравнивать их с катамаранами, находящимися немного левее. Этот эффект был достигнут именно за счёт широкого угла.

Кроме всего прочего, следует помнить: при съёмке фотокамеры с широким углом нужно в центр кадра на передний план помещать какой-нибудь объект, иначе снимки будут казаться перегруженными и глазу зрителя будет не за что зацепиться.

Искажение вертикалей

Да, даже вертикальные объекты могут показаться наклонными при съёмке таким типом объективов. Чтобы избежать этого, следует выбирать правильное направление камеры – строго по горизонту. Если же направить его выше или ниже, то на изображении изначально вертикальные линии начнут сходиться.

Такое утверждение применимо для всех типов комплектов линз, даже для телевиков. Однако, на последних похожая закономерность менее заметна, чем на широком угле. В основном, из-за этого данный тип считается самым сложным в освоении, но эти огрехи легко выправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в более ранних статьях.

Несмотря на частое избегание эффекта схождения вертикалей, его можно использовать и как искусство. Это отлично видно на снимке, фотографируя в лесу: деревья будто сходятся ближе к своим кронам, хотя, в действительности, они расположены абсолютно параллельно друг другу.

Конечно, есть масса способов для избегания этого эффекта, если он нежелателен:

  1. Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
  2. Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
  3. Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
  4. Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.

Почему многие говорят, что с широкоугольным объективом не стоит использовать поляризационные фильтры? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Если, к примеру, расположить объектив перпендикулярно солнцу, это эффект будет максимальным, а при взгляде «в лоб» он будет полностью исключён. Эффективность поляризатора на разных участках будет отличаться из-за сильной выпуклости линзы, что может негативно сказаться на полученном кадре.

Почему следует использовать градиентный фильтр? Широкоугольные комплекты линз, зачастую, имеют такую особенность: снимки с разным уровнем освещения объектов могут быть пересвечены на одних участках и недосвечены на других.

Такой фильтр решает проблему: он может поглотить лишнее количество света или, наоборот, добавить его, где это необходимо.

Почему ширик делает ГРИП слишком большой? Ничего он большим не делает, это всего лишь заблуждение. Связано это со способом применения таких механизмов. Редко фотографы максимально приближаются к объекту, из-за чего кадр заполняется не так, как на привычных объективах со средней дистанцией фокусировки.

Съемка портретов на ширик

А как вы думайте, можно ли использовать широкоугольный объектив для съемки портретов? И почти уверен, что вы скажите нет. Вы скажите, что изображение будет искаженным. И от части, вы будете правы. Но я вам скажу, что портреты данным объективом делать можно. Я раньше тоже так же считал, что это полный бред, пока не ознакомился работами, знаменитого фотографа Джо Макнелли. Джо и сломал этот стереотип.

Он рекомендует снимать данным объективом почти вплотную. И если фотографировать с очень близкого расстояния, то видимых искажений на портрете не будет. Искажения в виде растянутости возможны, только по краям фотографии, что не очень существенно важно. Это всего лишь дополнительные объекты, которые только будут придавать изюминку фотографии. Поэтому, все в ваших руках, экспериментируйте.

Если вы хотите узнать больше не только про объективы, а также про основные моменты фотографии, как правильно фотографировать, на что обращать внимание при съемке, и многое другое, тогда в помощь вам видеокурс «Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Я всем своим друзьям и знакомым рекомендую данный курс, особенно начинающим.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для поклонников CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для поклонников NIKON.

Итак, это было всё, что я знаю о широкоугольных объективах и для чего их использую. Надеюсь, вам понравилась статья, и она была полезной для вас. Если я прав, то покажите эту статью друзьям и подпишитесь на наш блог, так как позднее вы сможете прочитать очень много статей на фототематику. До скорой встречи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Часто бывает необходимо снять открытый ландшафт или протяженный объект, в то время как возможности имеющейся в вашем распоряжении оптики позволяют сфотографировать лишь фрагмент увиденного. В этой статье мы рассмотрим несколько путей решения данной проблемы.

Существует несколько способов получения снимков с широким охватом пространства: можно, например, купить короткофокусную камеру с несменной зумируемой оптикой, приобрести дорогой широкоугольный объектив для своей зеркалки либо же использовать специальные приложения для склейки цифровых панорамных снимков. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Начнем с камер с несменной оптикой, которые позволяют работать на широком угле (т. е. с фокусным расстоянием менее 34 мм). Они наверняка заинтересуют маклеров, страховых агентов, дизайнеров мебели, интерьеров, ландшафтов, различных научных и технических работников, а также прочих пользователей, которые в силу своей занятости или из-за отсутствия навыков работы с цифровым изображением не будут «клеить» панорамные фото. К достоинствам этой техники можно отнести простоту получения «широкого» снимка; среди недостатков, как правило, отмечают высокий уровень хроматизма и явно выраженные явления подушкообразной дисторсии (т. е. существенное искривление вертикальных и горизонтальных линий по краям кадра). Заметим, правда, что последний артефакт в некоторых ситуациях может оказаться достоинством, например при съемке с низкой точки колодцев городских дворов, деревьев в лесу и т. д. - в результате возникают очень интересные эффекты. При фотографировании портретов широкоугольная оптика дает возможность получать оригинальные шаржи.

Итак, на сегодня фактически существует десять актуальных моделей цифровых камер, оснащенных несменной зумируемой оптикой и обеспечивающих съемку на широком угле. Ряд из них мы уже рассматривали на страницах нашего журнала: Fujifilm FinePix Е900 (dFOTO, № 4, 2006), FinePix S9500 (dFOTO, № 1-2, 2006), Canon PowerShot S80 (dFOTO, № 4, 2006), Kodak EasyShare P880 (dFOTO, № 3, 2006), Samsung Digimax Pro 815 (dFOTO, № 1-2, 2006), Sony Cyber-shot DSC-R1 (dFOTO, № 3, 2006), так что в этом материале мы лишь кратко напомним их основные характеристики. Четыре новые камеры - Panasonic Lumix DMC-LX1, Kodak EasyShare V570, Pentax Optio 50L и UFO DC-6332 - будут рассмотрены более подробно.

Canon PowerShot S80

Металлический корпус, имиджевая внешность и огромный функциональный потенциал - чего еще можно пожелать непрофессиональному фотографу? Ну разве что менее шумных изображений при высоких значениях ISO

Класс

Canon PowerShot S80

CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 237 тыс. пикселов

Все творческие режимы; 13 сюжетов; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; русское меню

Шумная трансфокация объектива; нет поддержки RAW; шумы на изображении начиная с ISO 100

Наша оценка

Эргономика

Множество управляющих элементов позволяют оперативно варьировать основные настройки камеры. Очень удобен в работе двухосный джойпэд с кнопкой выбора посередине (она же вызывает фирменное меню Func ). Платформу джойпэда можно использовать для навигационных целей - она вращается вокруг центра.

Функциональность

Canon PowerShot S80 позволяет снимать панорамы и видео. Можно варьировать способ экспозамера, изменять мощность импульса вспышки. Поддерживается гистограмма в реальном времени, брекетинг по фокусу и экспозиции, 9-точечная система интеллектуальной автофокусировки AiAF, имеется также лампа подсветки автофокуса, возможна ручная фокусировка. Непрерывная съемка осуществляется со скоростью 1,8 fps.

Качество снимков

Изображения демонстрируют естественную цветопередачу, хорошую детализацию, неплохую передачу телесных оттенков. Макро выглядит реалистично и объемно. На коротком фокусе заметна небольшая бочкообразная дисторсия. Начиная с ISO 200 шумы существенно портят изображение. По краям кадра имеются хроматические аберрации.

Fujifilm FinePix E900

Основной козырь этой камеры - возможность получения великолепных малошумных изображений на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800

Класс компактные камеры для творческой съемки

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 7,2-28,8 мм/32-128 мм/1:2,8-5,6

Zoom Оптический/цифровой 4x/7,6x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,6/0,075 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы дневного, теплого и холодного цвета, ручной

ЖК-монитор 2,0", 115 тыс. пикселов

Быстрый старт; гистограмма в реальном времени; поддержка RAW; запись видео и звука; байонет для насадок; возможность питания от внешнего источника

Макро только на широком угле трансфокатора

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Кнопка включения утоплена в корпус, что препятствует ее случайному нажатию. Рядом с ней на верхней панели расположен селекторный диск, позволяющий устанавливать все творческие режимы и ряд сюжетов. Слева от дисплея находятся элементы для оперативной установки серийной съемки/автобрекетинга и внесения экспопоправок. Посредством кнопки F вызывается фирменное меню для быстрой смены светочувствительности, размера и степени сжатия кадра, а также цифровых эффектов.

Функциональность

На передней панели имеется байонет для крепления дополнительных оптических насадок. Аппарат позволяет варьировать резкость изображения, способ экспозамера и фокусировки, а также использовать таймер (2 и 10 с). Снимки в режиме просмотра можно вращать, кадрировать и снабжать звуковыми комментариями.

Качество снимков

Fujifilm FinePix E900 позволяет получать качественные и малошумные снимки на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800. Отличная цветопередача, минимум хроматических аберраций, неплохое макро, реалистичное отображение телесных оттенков.

Fujifilm FinePix S9500

Для компенсации «шевеленки» в данной камере можно использовать более короткие выдержки благодаря расширенному до ISO 1600 диапазону светочувствительности матрицы

Класс камеры с длиннофокусными объективами

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов Super CCD HR V; 1/1,6"; 9,24/9,0

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 6,2-66,7 мм/28-300 мм/1:2,8-4,9

Zoom Оптический/цифровой 10,7x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,01 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800, 1600

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2 типа), ручной (2 типа)

ЖК-монитор 1,8", 118 тыс. пикселов

Отличная эргономика; использование элементов АА; ручное зумирование; неограниченная мультиэкспозиция; синхроконтакт; горячий башмак; низкие шумы матрицы

Медленные автофокус и запись снимков

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Стереосвит»

Эргономика

Объектив Fujifilm FinePix S9500 оснащен механической системой зумирования. Радует возможность питания от внешнего источника и наличие бленды в комплекте. Подвижный ЖК-дисплей может отклоняться на 90° вверх и, после выдвижения, примерно на 45° вниз. Для варьирования опций используется специальное колесо. Ряд важных параметров съемки можно оперативно изменять с помощью кнопки F (см. выше).

Функциональность

В камере доступны три типа экспозамера и автофокусировки, все творческие режимы, «зеленая зона», пять сюжетов, присутствует также возможность неограниченной мультиэкспозиции. Есть гистограмма в реальном времени. При недостатке освещения активируется подсветка АФ. Устройство позволяет записывать видео со звуком в формате M-JPEG (640×480 пикселов, 30 fps).

Качество снимков

Снимки имеют незначительные шумы вплоть до ISO 800. На изображениях видны следы довольно агрессивной системы шумоподавления, из-за чего страдает детализация. К цветопередаче претензий нет. Традиционно хорошо передаются телесные оттенки.

Kodak EasyShare P880

Аппарат поддерживает многие функции, характерные для профессиональных моделей, однако общее положительное впечатление несколько портят его скоростные показатели

Класс камеры для творческой съемки

Kodak EasyShare P880

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,25/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200, 400; для 0,8 Мп - до 800-1600

Баланс белого Авто, дневной свет, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, облачно, открытая тень, закат, ручной, три предустановки

ЖК-монитор 2,5", 237 тыс. пикселов

Объектив с ручным зумированием; великолепный дисплей; горячий башмак и синхроконтакт; запись снимков в RAW

Медленная работа автофокуса и запись фотографий на карту памяти; отсутствие поворотного дисплея

Наша оценка

Эргономика

Аппарат заключен в пластмассовый корпус, имеется оптический видоискатель с диоптрийной подстройкой. Карта памяти вставляется в гнездо на правой панели, следовательно, камеру не нужно снимать со штатива, чтобы сменить носитель. Устройство неплохо лежит в руках, правда, во время работы некоторые кнопки на задней панели попадают под правую ладонь.

Функциональность

Kodak P880 поддерживает все творческие режимы, 12 сюжетных программ и 3 слота для сохранения пользовательских настроек. Обеспечиваются все виды экспозамера. Кроме горячего башмака, имеется классический внешний синхроконтакт, а также традиционный разъем для фирменных док-станций (последние делают более удобной загрузку отснятого материала в ПК и прямую фотопечать).

Качество снимков

Хроматизм минимален. Электронный шум незаметен лишь при низких значениях светочувствительности матрицы (ISO 50-100). Отличный динамический диапазон. При широкоугольном положении зум-объектива явно выражена подушкообразная дисторсия, при максимальном фокусе этот артефакт отсутствует.

Kodak EasyShare V570

Первая в мире камера, которая для обеспечения сверхширокого угла охвата использует дополнительный объектив. Таким образом, у нее два объектива: один - с постоянным фокусным расстоянием, другой - с переменным (3-кратный).

Класс имиджевые камеры

Kodak EasyShare V570

Матрица: тип, размер, млн пикселов (всего/эффективных) CCD; 1/2,5"; 5,4/5,0

Максимальный размер кадра 2576×1932 пиксела

Объективы Эквивалент для пленочных 35 мм камер 23 мм/39-117 ммМаксимальная апертура 1:3,9-4,4

Zoom Оптический/цифровой 3x/3,2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/сверхширокоугольный/макро 0,6/0,8/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800 (только для 1,8 Мп)

Баланс белого Авто, дневной свет, открытая тень, лампы накаливания, люминесцентные лампы

ЖК-монитор 2,5", 230 тыс. пикселов

Память 28 MB встроенной, SD

Форматы файлов JPEG, MPEG-4 (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 101×49×20 мм

125 г

Металлические корпус и штативное гнездо; два объектива со встроенной металлической шторкой; множество сюжетных программ; док-станция в комплекте; поддержка записи видео в MPEG-4; интегрированные средства редактирования видео

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией MTI

Дизайн

Аппарат имеет великолепный строгий дизайн: черный компактный удлиненный металлический корпус, хромированные вставки, блестящие псевдосенсорные кнопки, металлическая шторка, прикрывающая объективы.

Эргономика

Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, камера явно рассчитана на работу двумя руками: 2,5-дюймовый монитор расположен по центру, справа - джойстик и рычаг трансфокатора, слева - кнопки для управления режимами вспышки, просмотра изображений, удаления снимков, вызова меню, загрузки отснятых материалов в компьютер через док-станцию (поставляется в комплекте).

Функциональность

Kodak V570 оборудована двумя объективами, что в общей сложности обеспечивает 5-кратное увеличение картинки. Она позволяет снимать в программном режиме, а также содержит 21 сюжетную программу съемки и один слот для сохранения пользовательских настроек. Активируя функцию быстрого просмотра кадра, по цвету специального значка (ладонь со скобкой) можно судить о резкости полученного изображения. Кроме того, пользователю доступна видеосъемка (640×480×30 fps) в формате MPEG-4 продолжительностью 5, 15 или 30 с. Примечательно, что видеоклипы можно делить на фрагменты, а также получать статичные кадры в формате JPEG.

Быстродействие

Камера довольно быстро готовится к работе. Трансфокация вариообъектива происходит хоть и оперативно, но с большим шагом дискретности. Наведение на резкость оптики с постоянным фокусом совершается практически мгновенно, а вот при использовании зум-объектива для получения резкого снимка камере требуется чуть больше времени (при необходимости автоматически включается лампа подсветки автофокуса).

Качество снимков

Благодаря широкоугольному объективу эта модель позволяет получать поистине уникальные пейзажные снимки, правда, их детализация оставляет желать лучшего, а вот дисторсионные искажения вполне терпимы. При использовании любого из объективов на снимках видны умеренные хроматические аберрации по всей площади кадра. Порадовала отличная передача телесных оттенков. А вот шумы существенно портят картинку начиная c ISO 200 и выше.

Panasonic Lumix DMC-LX1

Фотоаппарат тоже может вызвать любовь с первого взгляда - в LX1 нравится буквально все: дизайн, объектив с системой стабилизации, быстродействие, функциональность, вот только CCD-матрица здесь слишком шумная.

Класс компактные камеры для творческой съемки

Panasonic Lumix DMC-LX1

Матрица: тип, размер, млн пикселов(всего/эффективных) CCD; 1/1,6"; 8,6/8,4

Максимальный размер кадра 3840×2160 (16:9), 3248×2160 (3:2),
2880×2160 (4:3) пикселов

Объектив
Фокусное расстояние 6,3-25,2 мм Эквивалент для пленочных 35 мм камер 28-112 мм
Максимальная апертура 1:2,8-4,9

Zoom
Оптический/цифровой 5,6x/4x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, дневной свет, облачность, галогеновые лампы, ручной (2 слота)

ЖК-монитор 2,5", 207 тыс. пикселов

Память SD (32 MB в комплекте)

Форматы файлов RAW, TIFF, JPEG, M-JPEG (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 105,7×55,8×42,5 мм

Масса (без аккумуляторов и карты памяти) 185 г

Фирменная система оптической стабилизации изображения; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; все творческие режимы; брекетинг по экспозиции; 14 сюжетов; высокая скорость серийной съемки; великолепная эргономика; металлическое штативное гнездо

Высокий уровень шумов; посредственное макро; ошибки при автоопределении баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Дизайн

Дизайн камеры великолепен: компактный черный металлический корпус, на передней панели - серебристый цилиндр объектива и декоративная вставка, улучшающая эргономику, кнопки «под хром». Ничего лишнего, все строго и со вкусом.

Эргономика

Благодаря упомянутой вставке и специальным наплывам на задней панели Panasonic DMC-LX1 очень удобно удерживать в правой руке. Основные режимы съемки устанавливаются с помощью рифленого диска на верхней панели. Здесь же находится кнопка для управления системой стабилизации изображения (она может быть отключена, включена постоянно либо только в момент съемки). Системное меню русифицировано.

Функциональность

Сверху на цилиндре объектива расположен переключатель соотношения сторон кадра 16:9/3:2/4:3. Заметим, что в последнем положении камера сможет снимать с максимальным разрешением 6 мегапикселов, зато при этом будет обеспечиваться 5,6-кратное оптическое увеличение. Слева на объективе имеется переключатель AF/AF Macro/MF , определяющий способ фокусировки.

Вспышка открывается механически - с помощью рычажка слева на верхней панели, вручную регулировать мощность ее импульса невозможно, зато легко установить режим компенсации эффекта красных глаз и медленную синхронизацию.

Камера поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции и 14 сюжетов. Имеется разъем для подключения внешнего питания.

Быстродействие

LX1 не очень быстро готовится к работе, зато она демонстрирует сравнительно высокие показатели серийной съемки - до 3 fps (в режиме Высокая скорость сериями по 5 или 9 кадров в зависимости от степени сжатия снимка). Наведение на резкость также происходит достаточно быстро и уверенно. Скорость трансфокации объектива умеренная.

Качество снимков

При автоматическом определении баланса белого на снимках преобладают теплые оттенки. При установке ISO выше 200 на изображениях заметны следы довольно агрессивной работы системы шумоподавления (кстати сказать, степень ее воздействия можно регулировать с помощью системного меню). Макро посредственное, на портретах телесные оттенки отдают краснотой.

Pentax Optio 50L

Класс камеры начального уровня

Pentax Optio 50L

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 201 тыс. пикселов

Большой ЖК-экран; удобное управление; русское меню; разъем для подсоединения к внешнему источнику питания

Незащищенные интерфейсные разъемы; нет оптического видоискателя; шумные изображения; ошибки баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Камеру неудобно держать в одной руке - большой палец правой руки может случайно задеть слишком крупные кнопки. Дисплей защищен пластиком. Кнопка включения утоплена в корпус на верхней панели, что препятствует ее случайному нажатию. Основные режимы устанавливаются с помощью селекторного диска со Спуском затвора посередине. К сожалению, гнездо для карты памяти расположено рядом с батарейным отсеком, а интерфейсные разъемы ничем не прикрыты.

Функциональность

Pentax Optio 50L поддерживает полностью автоматический и программный режимы, а также позволяет использовать сюжетные программы - Портрет, Пейзаж, Спорт и Ночная съемка . Кроме того, возможен захват видео со звуком 320×240×20 fps в формате M-JPEG.

Качество снимков

Аппарат медленно готовится к съемке. Существенные шумы на изображениях присутствуют начиная с ISO 100, агрессивная система шумоподавления ухудшает детализацию. Система автоопределения баланса белого работает неточно, зато камера демонстрирует довольно хороший макрорежим. Неплохо передаются оттенки телесного цвета.

Samsung Digimax Pro 815

Ни у одной камеры нет 15-кратного зум-объектива при 8-мегапиксельной матрице, дополнительного цветного ЖК-монитора с функцией видоискателя и столь большого, 3,5-дюймового, ЖК-дисплея.

Класс камеры с длиннофокусными обьективами

Samsung Digimax Pro 815

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 2/3"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив 7,2-108 мм/28-420 мм/1:2,2-4,6

Zoom Оптический/цифровой 15х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,03

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), вспышка, ручной (2)

ЖК-монитор 3,5", 235 тыс. пикселов

Отличный объектив; большой ЖК-дисплей; дополнительный верхний цветной ЖК-монитор с функцией видоискателя; брекетинг по экспозиции, балансу белого и фокусу

Заметный шум при чувствительности выше ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен представительством Samsung в Украине

Эргономика

Благодаря дополнительному верхнему цветному ЖК-монитору этой камерой легко снимать скрытно от пояса. На объективе имеются три кольца - одно механическое (для трансфокации) и два электронных (для фокусировки и варьирования диафрагмы). Огорчает непродуманная конструкция крышки отсека - иногда карту памяти из гнезда невозможно изъять без пинцета.

Функциональность

Samsung Digimax Pro 815 позволяет сохранять изображения в RAW и TIFF, записывать видео 640×480×30 fps со стереозвуком, дает возможность полного ручного управления, допускает матричный, центровзвешенный и точечный экспозамер, имеет множество сюжетных программ и творческие режимы. Можно вести серийную съемку со скоростью до 2,5 fps. Запись полноразмерных снимков на карту памяти происходит медленно.

Качество снимков

При огромном диапазоне трансфокации объектива фактически отсутствуют хроматические аберрации, дисторсия тоже вполне терпимая. Система автоопределения баланса белого работает посредственно. При включении чувствительности выше минимальных ISO 50 становится заметен шум.

Sony Cyber-shot DSC-R1

Модель рассчитана на опытного фотолюбителя, ищущего универсальный аппарат с несменной оптикой; она обеспечивает поддержку многих привлекательных функций, характерных для цифровых камер.

Класс полупрофессиональные камеры

Sony Cyber-shot DSC-R1

Матрица: тип, размер, млн пикселов CMOS; 21,5×14,4 мм; 10,8/10,3

Максимальный размер кадра 3888×2592 пиксела

Объектив 14,3-71,5 мм/24-120 мм/1:2,8-4,8

Zoom Оптический/цифровой 5x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,35 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручной

ЖК-монитор 2", 134 тыс. пикселов

Объектив Carl Zeiss; малошумный CMOS-сенсор; поворотный дисплей; поддержка карт MS и CF; синхронизация с внешними вспышками на 1/2000 с; подсветка автофокуса

Минимальная выдержка 1/2000 с; нет видео и установки ББ в Кельвинах; медленная запись RAW-файлов

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Практически все основные параметры съемки можно устанавливать без использования системного меню. Трансфокация оптики осуществляется механически. Переключение между дисплеем и цветным электронным ЖК-видоискателем может происходить автоматически при поднесении камеры к лицу.

Функциональность

Sony DSC-R1 поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции, четыре сюжета, можно варьировать экспозамер и способы фокусировки. Впечатляет широкий диапазон диафрагм (1:2,8-16) и возможность синхронизации с внешними вспышками на выдержках до 1/2000 с. К сожалению, нельзя установить значения баланса белого, соответствующие цветовой температуре в Кельвинах.

Качество снимков

Отличная детализация изображений обеспечивается великолепным объективом и CMOS-матрицей высокого разрешения. Камера демонстрирует хорошую цветопередачу и плавные градиенты, отличный динамический диапазон, прекрасную передачу телесных оттенков. При светочувствительности сенсора вплоть до ISO 400 шумов на снимках практически не наблюдается.

UFO DS6332

Эта камера наверняка заинтересует тех, кто ищет недорогой компактный фотоаппарат для ежедневной съемки; многих также порадует возможность видеосъемки в формате MPEG-4.

Класс компактные камеры начального уровня

UFO DS6332

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив 5,4-16,2 мм/32-96 мм/1:3,2-5,5

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200

Баланс белого Авто, дневной свет, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), ручной

ЖК-монитор 2,5", 201 тыс. пикселов

Металлический корпус; подсветка автофокуса; видео MPEG-4; русифицированное меню; украинская документация

Посредственная оптика; незащищенный разъем USB; значительные шумы при ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Во время фотосъемки джойпэд позволяет управлять вспышкой, устанавливать макрорежим и фокус «на бесконечность», использовать таймер (2, 10, 12 с), вносить поправки в экспозицию, снимать на фоне обратной подсветки. Слева на верхней панели расположен переключатель Фото/Видео/Воспроизведение . Большой 2,5-дюймовый TFT-монитор прикрыт защитным пластиком.

Функциональность

В камере доступны программный режим, 11 сюжетов, непрерывная съемка, автобрекетинг по экспозиции и захват видео со звуком в формате MPEG-4 (640×480 пикселов, 30 fps, продолжительность клипа ограничена лишь емкостью карты памяти). Имеется функция диктофона. В программном режиме можно варьировать экспозамер, светочувствительность, баланс белого, а также резкость и цветовую насыщенность картинки.

Качество снимков

Снимки демонстрируют естественную цветопередачу. При съемке на ISO 200 становятся заметными последствия работы агрессивной системы шумоподавления. Хроматические аберрации присутствуют по всей площади кадра, к границам они усиливаются.

Оптические насадки

Заметим, что при выборе широкоугольной камеры с несменной оптикой не следует забывать о разрешении сенсора. Так, примерно при одинаковом охвате пространства 10-мегапиксельная Sony Cyber-shot DSC-R1 в конечном итоге позволит воспроизвести на снимке гораздо больше деталей, чем 5-мегапиксельная Kodak EasyShare V570. Поэтому изначально нужно четко знать, для каких целей вы будете использовать фотоаппарат. Если для Web-дизайна, то пяти мегапикселов вполне достаточно, если для печати изображений формата A4 и выше, то имеет смысл приобрести камеру, оснащенную более мощными оптикой и сенсором.

Существенно расширить «широкоугольные» возможности аппаратов с несменными объективами помогут фирменные оптические насадки.

Сразу хотим обратить ваше внимание на то, что при работе с конвертерами в цифровых любительских камерах нельзя (а зачастую это и в принципе невозможно) пользоваться оптическими видоискателями, поскольку они сопряжены только со встроенными объективами моделей.

Своей отличной «апгрейдабельностью» традиционно славится ряд фотокамер Canon PowerShot серий A и G. К примеру, при проектировании модели Canon PowerShot A700 в ее конструкцию была заложена возможность подсоединять различные насадки с помощью байонетного крепления, закрытого специальной пластмассовой заглушкой. Для работы с дополнительными конвертерами аппарату необходим адаптер LA-DC58G. На одном его конце находится байонет, а второй оснащен резьбой диаметром 58 мм. Длина переходника обеспечивает нормальную работу объектива во всех положениях и его совместимость с конвертерами для широкоугольной (0,7x, WC-DC58N) и телефотосъемки (1,75x, TC-DC58N), позволяющими увеличить диапазон фокусных расстояний до эффективного 15-кратного оптического зума, а также с линзой для макросъемки 250D.

И без того большой диапазон трансфокации объектива популярных в прошлом моделей Olympus Camedia C-5060 WideZoom и Camedia C-7070 WideZoom (к сожалению, уже снятых с производства) может быть расширен путем приобретения дополнительного пластмассового адаптера CLA‑7, а также теле- (1,7x, TCON-17C) и широкоугольного (0,7x, WCON-07C) конвертеров.

Широкоугольная насадка Konica Minolta ACW-100 подходит для фотоаппаратов Minolta Dimage A2/A2/7i/7Hi, 0,7-кратный конвертер Sony VCL-HGD0758 совместим с камерами Cyber-shot DCR-F717/707/F828, а Nikon WC-E80 обеспечит съемку на широком угле для Coolpix 5400/5700/8700.

Таким образом, в определенном смысле можно утверждать, что конвертеры для цифровых камер с несменной оптикой играют примерно ту же роль, что и сменные объективы для зеркальных аппаратов. К недостаткам подобных решений следует отнести существенные геометрические искажения на максимально широком угле. Многие из этих артефактов невозможно будет до конца компенсировать средствами фоторедакторов. Все фотографии, представленные на этом развороте журнала, сделаны с использованием оптических насадок. Недостатки таких решений видны, что называется, невооруженным глазом. Поэтому при использовании широкоугольных оптических насадок желательно соблюдать следующие правила: 1) фотографировать портреты следует лишь с целью получения дружеских шаржей; 2) при съемке архитектурных сооружений нужно выравнивать камеру относительной горизонтали и вертикали; 3) при создании групповых снимков желательно людей размещать в центре композиции; 4) наиболее целесообразно такую оптику использовать для фотографирования пейзажей.

Широкоугольные объективы к зеркальным камерам

Стандартная оптика, которая поставляется в наборах с бюджетными цифровыми зеркальными камерами, зачастую также дает возможность снимать на широком угле. К примеру, Olympus E-500 может комплектоваться объективами Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 либо Zuiko Digital 17,5-45 мм 1:3,5-5,6; Canon EOS 350D - EF-S 18-55 мм f/3,5-5,6; Nikon D50 - AF-S DX 18-55 мм f/3,5-5,6G и т. д. Однако возможности такой оптики, увы, не впечатляют: довольно высокий уровень хроматических аберраций, виньетирование, существенные дисторсионные искажения на коротком фокусе, нередко посредственная разрешающая способность и др.

Бюджетные объективы позволяют добиваться приемлемого качества изображения для печати форматов А4 и больше лишь на средних значениях диафрагмы и только на части диапазона фокусных расстояний, в то время как дорогие объективы дают возможность работать при любых параметрах. Заметим, правда, что для любительских снимков небольших размеров (до 10×15 см) качественная картинка может быть получена фактически с помощью любой оптики. И все же, чтобы адекватно снимать открытые ландшафты, протяженные объекты и интерьеры, лучше обзавестись специальной оптикой. Надо сразу сказать, что стоит она дорого. Зато такие объективы смогут обеспечить качественно новый уровень ваших кадров - они практически лишены упомянутых выше артефактов.

Вот цены на наиболее популярные широкоугольные объективы, которые применяются для съемки цифровыми камерами.

Canon: EF 17-40 мм f/4,0L USM ($789); EF 24-105 мм f/4L IS USM ($1338); EF 24-70 f/2,8L USM ($1337); EF-S 17-55 мм f/2,8 IS USM ($1179).
Nikon: Nikkor AF-S DX 18-70 мм f/3,5-4,5G ($345); DX 17-55 мм f/2,8G IF-ED AF-S ($1560); 17-35 мм f/2,8D IF-ED AF-S ($1515); DX 12-24 мм f/4G IF-ED AF-S ($1175); 18-35 мм f/3,5-4,5D IF-ED ($525); 24-85 мм f/3,5-4,5G IF-ED AF-S ($395); AF-S DX VR 18-200 мм f/3,5-5,6 G IF-ED ($938).
Olympus: Zuiko Digital 11-22 мм f/2,8-3,5 ($794); Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 ($233); Zuiko Digital 14-54 мм f/2,8-3,5 ($542); Zuiko Digital 7-14 мм f/4 ($1680).
Sigma: 14 мм f/2,8 EX Aspherical HSM ($425); 12-24 мм f/4,5-5,6 ($665); 15-30 мм f/3,5-4,5 ($555); 20-40 мм f/2,8 ($605); 24-60 мм f/2,8 EX DG ($345); 24-135 мм f/2,8-4,5 ($165); 10-20 мм f/4-5,6 EX DC ($535); 18-125 мм f/3,5-5,6 DC ($310).
Tamron: SP AF11-18 мм f/4,5-5,6 Di II LD Aspherical (IF) ($690); SP AF17-50 мм f/2,8 XR Di II LD Aspherical (IF) ($1200); SP AF17-35 мм f/2,8-4 Di LD Aspherical (IF) ($543).
Tokina: AT-X 124 AF Pro DX 12-24 мм f/4,0 ($900).
Pentax: DA 16-45 мм f/4 ED AL ($500); DA 18-55 мм f/3,5-5,6 AL ($300).

Создание панорамных снимков

Адекватно передавать большие пространства или протяженные объекты можно с помощью практически любой достаточно качественной цифровой камеры. Сегодня многие современные модели поддерживают сюжетные панорамные программы. При установке такого режима вам будет необходимо последовательно снять серию частично перекрывающихся изображений, а встроенная утилита склеит их в одно результирующее. Ряд производителей предлагают сшивать отдельные кадры на компьютере с помощью фирменных утилит, идущих в комплекте, например Canon PhotoStitch, Olympus Camedia Master и др.

Некоторые разработчики стремятся дополнительно заработать на этих функциях, чем обеспечивают существенные неудобства для пользователей. К примеру, фотокамеры Olympus, поддерживающие два вида карт памяти (CF и xD), исходные кадры для панорамных снимков могут записывать только на фирменные носители (xD); более того, если такие снимки были пересохранены в каком-либо фоторедакторе, скажем, с целью выравнивания экспозиции или удаления с изображений визуального мусора, то склеить их в панорамный снимок с помощью фирменных средств уже не удастся.

Существует немало сторонних утилит для склеивания панорам, например The Panorama Factory 4.2 , Realviz Stitcher 5.1 , Photovista Panorama 3.5 , PanaVue ImageAssembler 3 , ArcSoft Panorama Maker 3.5 . О первых четырех продуктах мы подробно писали в dFOTO, ї 1-2, 2004 г. (статья «Панорамная фотография»), о последнем читайте в статье «Широким взглядом» (dFOTO, ї 6, 2005 г.).

Заметим, что все упомянутые программы - вовсе не универсальные рецепты, дающие возможность оперативно добиваться приемлемых результатов. Хороший панорамный снимок рождается на этапе получения исходных изображений. По большому счету, при создании панорамы необходимо применять специальные штативные головки, обеспечивающие строгое выравнивание положения камеры относительно вертикальной и горизонтальной осей и вращение ее вокруг точки фокуса объектива. Увы, стоят они недешево, кроме того, изделия некоторых брендов приобрести в Украине будет проблематично. Из наиболее доступных продуктов упомянем головы Manfrotto - Multi Row Pan Head 303SPH (для сферических панорам), Precision Pan Head 303 Plus и Pan Head 303 (для цилиндрических панорам).

Ну а если нет возможности купить эти продукты, напомним основные правила съемки горизонтальных панорам: 1) используя обычный штатив с ватерпасом, выставляем камеру горизонтально; 2) выбираем и фиксируем экспозицию (функция AE Lock), баланс белого и фокусное расстояние по одному из наиболее важных кадров (заметим, что нежелательно снимать панорамы несменной оптикой на широком угле из-за сильных дисторсионных искажений); 3) поворачивая камеру на определенный угол после каждого снимка (обычно слева направо), следим за тем, чтобы перекрытие между соседними кадрами составляло 20-50%; 4) после коррекции геометрических искажений и нахождения зон перекрытия склеиваем кадры в панорамы в выбранной программ

При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

Особенности широкоугольных объективов

Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

  • фона,
  • объекта,
  • переднего плана.

Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

Получается естественное восприятие изображения без особых искажений. Но если используется широкоугольник, то охватывается больший диапазон, который способен напомнить взгляд человека, но с поворотом головы.

То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

Характеристики широкоугольников

Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Если вы желаете добиться положительного результата при фотографировании подобными аппаратами, необходимо располагать горизонт в самом центре кадра, а потом производить дополнительную обработку снимка.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

Статьи по теме